Власть может принимать
разнообразные формы. Выделяют три основные формы власти: утилитарную,
авторитарно-нормативную и объединенную (рис. 6.4).
Утилитарная власть — это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания
знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».
Авторитарно-нормативная власть — законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а его долг — строго их выполнять.
Рис.
6.3. Балансирование власти руководителей и подчиненных:
1 —
власть руководителя над подчиненными; 2 — зависимость
подчиненных
от руководителя; 3 — власть подчиненных
над
руководителем; 4 — зависимость руководителя
от
подчиненных
Рис.
6.4. Формы власти
Объединенная власть — власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы
устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и
культуру организации.
Во всех случаях проявления
власти подразумевается степень воздействия руководителя на подчиненного, а это
суть процесса руководства. Такое воздействие может осуществляться по двум
каналам: через власть менеджера и посредством убеждения (рис. 6.5). Эти два
канала воздействия различаются тем, что в первом случае подчиненный ощущает
принуждение к осуществлению деятельности в результате его зависимости от
начальника, а во втором случае за подчиненным остается свобода воли, так как
его работой руководят в результате убеждения, а не использования власти.
Рис.
6.5. Формы воздействия руководителей на подчиненных
В менеджменте есть более
мягкое определение воздействия на подчиненных — влияние. Влияние — такое
поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Процесс воздействия руководителя на подчиненного показан на рис. 6.6.
Рис.
6.6. Модель воздействия руководителя на подчиненного
Конкретные способы такого
воздействия весьма разнообразны (рис. 6.7). Выделяются две большие группы
управленческого влияния — влияние эмоциональное и влияние рассудочное. В группе
эмоциональных средств влияния основное место занимают «заражение» и подражание.
Рис.
6.7. Способы управленческого воздействия на подчиненных
«Заражение» — это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он
характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей
эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения,
менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его
на выполнение целей организации.
Подражание — усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления
других лиц. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального
состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования
того лучшего, что есть у других.
Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них «эталоном» для подражания, и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.