Неожиданное решение. Чего обычно ожидает подчиненный? Наказания. А как относится руководитель
к недобросовестному, неисполнительному или отстающему работнику? Конечно же, с
неприязнью и недоверием. Все это — аксиомы. Откажитесь от них, особенно в тех
случаях, если подчиненный смирился с положением «неудачника» и не ждет от вас
доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему временное предпочтение
перед другими. Дайте ему ответственное поручение. Сделайте это гласно, высказав
уверенность в том, что он его выполнит.
Большой воспитательный заряд
несут такие решения, которые окрыляют подчиненного. К таким решениям прибегал
Макаренко: он доверил материальные ценности тому, кому, казалось бы, никак
нельзя было их доверять, — бывшему вору. Но предпринимать такое рискованное
мероприятие можно лишь тогда, когда вы сумеете затронуть душу человека
доверием, которое превосходит страх риска.
Авансированная похвала. Дав подчиненному задание и не будучи уверенным в его выполнении, можно
похвалить его: дескать, никому другому вы не можете поручить столь
ответственное задание. Через некоторое время вы убедитесь, что ваша похвала —
аванс попала в цель: подчиненный будет старателен.
«Поставьте себя на мое место». Нет, пожалуй, более простого приема, чем этот. Самый простой,
человечески доступный способ проникновенного доказательства своей правоты —
принудить собеседника, выразившего в чем-либо несогласие с вами, стать на ваше
место в качестве официального лица. Тогда спорящий быстро поймет, что решить в
его пользу вопрос либо невозможно (в связи с ограниченными правовыми
компетенциями руководителя), либо противоправно, безнравственно.
В этом случае особое значение
имеет такое психологическое состояние человека, как рефлексия — это размышление
(рассуждение) за другого человека, способность представить себя в
психологической ситуации этого человека, как бы думать за него, рассуждать «с
его точки зрения». Способность рефлексировать в себе образ мыслей, суждения
других людей — показатель высокой культуры мышления руководителя.
Одни менеджеры легко и с удовольствием применяют в управленческой деятельности различные способы положительного влияния на подчиненных, другие это делают с большим трудом, а третьим часто сделать это просто не удается, что в определенной мере связано с их темпераментом и характером.
Основные виды
темпераментов
Сангвиник. Надежен в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной.
Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен
и поэтому настойчиво и терпеливо добивается своей цели. Включается в работу,
делает ее сравнительно быстро, ритмично. Неудачи и ошибки его не расстраивают.
Предпочитает самостоятельность и свободу действий. В отношениях с сангвиником
нельзя злоупотреблять длительными поучениями и тщательным объяснением задач.
Наиболее эффективно спокойное и корректное отношение к нему.
Холерик. Проявляет излишнюю поспешность. Недослушав объяснение, задает вопросы,
стремится все схватить «на лету». В работе бывает очень старателен и увлечен,
но, допустив несколько ошибок и встретив препятствия, может приуныть. При
выполнении ответственных действий у него может возникнуть повышенная
напряженность и обостриться чувство ответственности, поэтому нужно побуждать и
укреплять в нем уверенность в успехе, не допуская, однако, проявления у него
излишней самоуверенности. Наиболее продуктивен холерик на цикличных работах,
когда максимальное напряжение сил сменяется более спокойным периодом.