Угрозы — это запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Они основаны на
том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить
человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило,
угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в «зоне
страха», т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя
личностями, и проигравшим здесь будет тот, кто вынашивает мысль победить в
будущем (никому не хочется быть постоянно проигравшим).
Подкуп — склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного
любыми средствами. Руководитель обещает предоставить своему подчиненному какие-либо
преимущества, если тот определенным образом изменит свое поведение. В некоторых
случаях подкуп — это честный подход, предоставляющий подчиненному
дополнительное вознаграждение за дополнительные усилия: «Переработай сегодня
сверх нормы, а завтра можно будет уйти с работы пораньше».
Приказ — официальное распоряжение властных органов. Альтернатива здесь
исключается, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не
выполнен, это, как правило, влечет негативные последствия.
Каждому менеджеру необходимо
знать, что, используя любые способы влияния на подчиненных, следует
руководствоваться своего рода кодексом делового поведения и нормами служебной
этики (нормами и правилами поведения, основывающимися на общественном мнении и
традициях). В любом случае, влияние не должно вызывать у подчиненного чувства
раздражения, ненависти и досады. Существуют следующие способы положительного
влияния на подчиненных:
«Подавление» собеседника
выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с
вами собеседник нервничает и повышает голос, отвечайте на его бурные «атаки»
ровным, спокойным, а главное — доброжелательным тоном (иногда с легкой
иронией). Вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на нормальный и
спокойный тон, при котором гораздо легче решать все вопросы и проблемы. Не
теряйте душевного равновесия из-за мелочей. («Не позволяйте мухе выбить вас из
седла.» Д. Карнеги.)
Концентрированное внимание на
одном из подчиненных. Заставьте себя
сосредоточить свое внимание на каком-нибудь из ваших подчиненных — желательно на
том, кто занимает самую низшую должность. Понаблюдайте за ним, постарайтесь
представить себе, что он думает, какие у него заботы, интересы, желания,
поинтересуйтесь его судьбой — и вы неожиданно для себя почувствуете живой
интерес к этому человеку. Вам станет легко общаться с ним на неформальной
основе, и вскоре вы ощутите доверие со стороны этого человека. Но самое главное
— вы почувствуете моральную удовлетворенность самим собой.
«Насилие» над собственным
мнением. Заставьте себя в подчиненном,
которого вы почему-то недолюбливаете или даже терпеть не можете, найти какие-то
положительные качества. Постарайтесь убедить себя, что вы до сих пор имели ошибочное
мнение о нем, даже если для этого у вас были самые веские основания. Если вы
сможете так сделать, у вас с ним будет достигнуто взаимопонимание.