На практике немногие
управленческие решения оказываются запрограммированными или
незапрограммированными в чистом виде. По существу, процесс принятия
организационных решений очень тесно связан с процессом управления организацией
в целом.
Подходы к принятию решений. В управленческой практике к принятию решений сложились два основных
подхода: индивидуальный и групповой.
В рамках индивидуального
подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия
решений. Имеется в виду тот факт, что большая часть решений в организации
принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой
группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать
на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
При групповом
подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня
привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления,
ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает
ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень.
Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении
мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том,
что ответственность и власть передаются людям из более низких уровней
управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую
затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения.
При рассмотрении процессов
принятия решений следует учитывать два момента:
принимать решения, как
правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно;
принятие решения — это
психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые для
этого руководителем, варьируются от спонтанных до глубокологических. Отсюда
можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на
суждениях, и рациональный характер.
Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение
отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно
обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
В процессе принятия решения
менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: "Что делать? Как
делать? Кому поручить работу? Каковы сроки ее исполнения? Для кого делать? Где
делать? Что это даст?"
Процесс принятия решений
сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том,
сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково
конкретное содержание каждой из них, спорные, и решаются менеджерами
по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля
руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал
сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и с
учетом ситуации и собственного стиля управления умел выбрать лучший вариант.