Основу содержания работы
кадровых служб составляют следующие факторы:
q формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.п.);
q развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);
q совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
В организации должна быть
разработана стратегия управления человеческими ресурсами: определены
перспективные ориентиры использования персонала, его обновление и
совершенствование, развитие мотивации.
С учетом изменений в системе
управления персоналом выделяют четыре группы факторов:
Технико-технологические:
изменение структуры и форм
занятости: дифференциация персонала и формирование «внутренних рынков труда»;
пересмотр организации труда с
акцентом на интегрированные трудовые функции и групповую работу; непрерывное
повышение квалификации и переподготовка персонала;
создание комплексных систем управления качеством работы.
Личностные:
пересмотр принципов занятости,
гибкие, индивидуальные формы работы;
создание системы непрерывного
образования кадров; ориентация системы стимулирования на предпринимательство,
новаторство, участие в управленческих решениях;
изменение стиля руководства и повышение роли «корпоративной культуры» в системе управления; комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов в организации, закрепление и развитие ключевых кадров.
Экономические и
социально-политические:
аккумулирование
передового международного опыта управления кадрами;
создание
новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и
администрации компаний; усиление взаимодействия кадровых служб с государственными
органами; политизация управления трудом.
Развитие теории
управления:
формирование
целостного «видения» управления персоналом,
понимание
роли личности в обеспечении эффективной работы организации;
повышение
аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов.
Названные
факторы могут быть положены в основу программы, определяющей роль кадровых
служб в организации.
Задачи
кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом:
всесторонняя
поддержка бизнеса; формирование политики прогноза персонала, поддержки
творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма и
качества экспертизы в кадровых вопросах;
выявление
проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания
руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
создание условий для
высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства; расширение
знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала
сотрудников.
При сохранении прежних функций
служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка
методов стимулирования всех участников трудового процесса, дифференцированный
подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и
правил работы с персоналом.