В связи с этим с особой
остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации,
проведении единой кадровой политики, подборе менеджеров, способных возглавить
самые сложные и ответственные участки работы в организации.
Планирование
потребности в персонале — это процесс определения потребностей туристской фирмы
в кадрах.
Потребности предприятия в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних факторов (см.гл.2). Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение спроса на туристский продукт, а соответственно и на рабочую силу. В целом потребность предприятия в трудовых ресурсах определяется спросом на услуги и уровнем производительности труда. Это количественный аспект проблемы, суть которого состоит в определении количества сотрудников, необходимых для будущего целенаправленного выполнения задач фирмы в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.
В управленческой теории и
практике при определении потребности в персонале применяется ряд методов.
Наибольший интерес для менеджмента в туризме представляют эконометрический
метод и метод проектирования тенденций.
Посредством эконометрического метода потребность в рабочей силе
определяется исходя из предполагаемого уровня конечного спроса на какой-то год
в будущем. Метод проектирования тенденций
предполагает перенос прошлых тенденций к изменению величины совокупной рабочей
силы и ее структуры на прогнозируемый период. Эти и другие методы (нормативный,
скорректированной экстраполяции, экспертный и др.) изучались в специальных
курсах на этапе базовой подготовки, поэтому в данном учебном пособии мы
ограничились лишь упоминанием о них.
Планирование потребности в персонале
не ограничивается только количественными методами, связанными с определением
численности работников, необходимых для качественного выполнения операций и
процедур фирмы. Данный процесс намного шире и носит системный характер, который
в обобщенном виде представлен на рис. 8.1.
Когда разработан план
функционирования фирмы, составной частью которого является план трудовых
ресурсов, наступает время для выполнения важнейшей работы менеджера — подбора персонала. Суть этого процесса состоит в том, чтобы
с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию привлечь более или менее
подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема на
работу.
Значимость этой работы
очевидна. Вместе с тем в преобладающем большинстве случаев работника подбирают
по интуиции, по совету знакомых, по направлению бюро по трудоустройству и
занятости, по внешним признакам, используя метод «проб и ошибок» (слабый
работник, как правило, «зависает» в организации и очень сложно в последующем от
него избавиться). Отсутствие апробированных методик подбора кадров приводит к
ситуации, когда менеджер считает: пусть лучше место пустует, чем будет занято
неподходящим работником. В этом смысле важно установить соответствие работника
занимаемой должности, т.е. четко выделить виды работ и под эти работы подобрать
людей, имеющих нужную для качественного выполнения функциональных обязанностей
квалификацию. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если она
основана на правильной оценке качеств кандидатов, необходимых для конкретного
вида деятельности.