Функциональная
департментализация — это процесс
разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри фирмы таким образом,
чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности, были объединены
в один отдел. Группы видов деятельности в этом случае сосредоточиваются на
основных функциях бизнеса. В типичном производственном бизнесе отделы обычно
утверждаются для того, чтобы исполнять производственные, финансовые и
маркетинговые функции. В туристской фирме это могут быть отделы рекламы и
информации, финансовый, сбыта (реализации путевок) и т.д.
Функциональная
департментализация является наиболее общепринятым подходом для распределения
видов деятельности и ресурсов по группам. Это особенно широко распространено
среди мелких организаций. Основные преимущества функциональной
департментализации:
q сосредоточение на одной функциональной области стимулирует становление служащих как специалистов в своем деле;
q наблюдение и координация упрощаются, поскольку менеджеру необходимо помнить и интегрировать только узкий круг функциональных видов мастерства;
q функциональная департментализация хорошо подходит к стабильным ситуациям.
В то же время функциональная
департментализация обладает и несколькими недостатками:
q служащие упускают из вида цели организации, потому что они концентрируют внимание лишь на своем отделе и своей специализации;
q срок для принятия всеобщих решений увеличивается из-за необходимости принятия решений в каждой функциональной области;
q возникают конфликты между узкими специалистами разных функциональных отделов;
q могут возникнуть «проблемные места» при переходе работы от одного отдела к другому.
Особое значение функциональной
департментализации состоит в том, что она является, пожалуй, основополагающим
базисом для предприятий, занимающихся бизнесом. Альтернативный тип
департментализации, возникший по мере развития фирм и роста производства
продукции и услуг, называется департментализацией по продукту.
Департментализация по
продукту — процесс разделения по
группам видов деятельности и ресурсов в зависимости от типов продукции, которую
продает компания. Применительно к туризму это может быть, например, лыжный тур
либо оригинальная экскурсионная программа и т.п.
Департментализация по продукту имеет ряд преимуществ. Продукция становится центральным элементом, относительно которого могут координироваться все задачи фирмы. Решения принимаются быстрее и эффективнее, чем в функционально-организационной компании; обязанности и производительность каждого человека четко определены. И последнее — департментализация по продукту наиболее соответствует динамичному окружению, поскольку она поддерживает гибкость фирмы и способствует быстрому реагированию на изменение условий.
Но департментализация по
продукту имеет и свои недостатки. Отделы сосредоточиваются только на своем виде
продукции и слабо ориентируются в проблемах всей организации. Страдает
согласованность действий среди подразделений, потому что каждый отдел действует
самостоятельно. Фирмы с такой структурой более дорогостоящи, чем функционально
организованные компании, потому что каждый отдел должен иметь собственный штат
специалистов.