Департментализация по
потребителям — процесс организации разных
видов деятельности и ресурсов таким образом, чтобы каждый отдел мог внимательно
реагировать на различные потребности специфических потребительских групп.
Например, среди туристов это любители спокойного отдыха, любители спортивного
отдыха, любители приключений и т.п.
Успех департментализации по потребителям зависит от способности организации определить особые категории потребителей и исследовать их специфические потребности. Особое преимущество такого разделения труда в том, что он позволяет специалистам быть очень чуткими в отношении потребностей особых потребительских групп. Часто это дает организации преимущество в предвидении новых потребностей клиентов и позволяет реагировать на них лучше и быстрее, что очень важно в условиях конкуренции. Широко распространенный метод департментализации по потребителям состоит в том, чтобы одному отделу поручить вопросы продажи путевок потребителям, другому — работу с транспортом, отелями и т.д.
Департментализация по
географическому положению — это
процесс разделения по группам видов деятельности и ресурсов в зависимости от
особенностей местоположения фирмы. Департментализация по географическому
положению применяется тогда, когда операции или рынки фирмы широко
распространены. Но она используется также и в одном городе. В туризме такое
разделение труда очень распространено, так как многие туристские фирмы
предлагают свои услуги в одном или нескольких туристских регионах: на Кипре, в
Чехии, Франции и т.д.
Главное преимущество
департментализации по географическому положению в том, что она способствует
лучшему приспособлению организации к нуждам особых потребителей и особенностям
различных регионов. Недостаток такого разделения труда состоит в том, что
контроль за отделами организации и согласование их работы затруднены и требуют
увеличения административного штата.
Для туризма характерна еще и департментализация по времени, т.е. трудовые процессы
планируются и организуются в определенные периоды времени. Поскольку туризм
имеет сезонный характер, то данный аспект разделения труда менеджеру нужно
обязательно учитывать.
Особый интерес в области
разделения труда представляет взаимосвязь задач по разделению управленческого
труда в управленческой деятельности в целом (рис. 9.2).
Разделение труда предполагает
его кооперацию, т.е. объединение людей
для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между
собой процессах труда. Поскольку кооперация выступает материальной основой
объединения людей в совместном трудовом процессе, особую актуальность
приобретает анализ теоретических аспектов ее развития, требующий как нового переосмысления
наследия и уроков прошлого, так и обобщения перемен, происходящих в экономике и
в обществе. Возникает необходимость осмысления новых подходов к кооперации,
которая объединяет людей в коллективы по принципу добровольности, а не
принудительности.
Существовавшая до