Существуют и другие виды норм
(технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют
управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов,
аттестующих деятельность менеджера в отношении культуры управленческого труда.
Эти элементы следующие:
q Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.
q Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда менеджера немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Менеджеру необходимо строго планировать затраты своего личного времени на работу с документами и кадрами, на решение социально-экономических и коммерческих вопросов, на совещания, переговоры. Кроме того, он должен учитывать непроизводительные затраты времени, а также неуточненное время. В то же время руководитель должен планировать не только свое рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать».
q
Культура
содержания рабочего места.
Отдельные менеджеры считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все
находилось «под рукой», и с этой целью выкладывают на рабочий стол всю
имеющуюся у них документацию. Но это неправильно. При таком подходе трудовой
процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно
сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические
условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п. На рабочем
столе должны находиться лишь нужные для работы документы. Кроме того, в
служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку и заменять
вышедшую из строя мебель.
q
Культура
проведения массовых мероприятий —
умение организовать и провести различные совещания, переговоры и беседы.
q
Культура
приема посетителей. Она предполагает соблюдение
правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным
вопросам.
Как организовать прием
посетителей? Некоторые руководители считают, что двери их кабинетов должны быть
открыты для посетителей в любое время (принцип «открытых дверей»). Но такой
подход оправдывает себя только тогда, когда руководитель имеет в своем подчинении
всего несколько человек.
Другие руководители
устанавливают для приема определенные дни и часы. Такая практика наиболее
распространена. Если же руководитель по каким-то причинам не может проводить
прием, то принимать посетителей должен кто-либо другой (как правило, один из
его заместителей). Но отменять прием руководитель не должен ни при каких
обстоятельствах. Для небольших предприятий прием может осуществляться без
предварительной записи.
q
Культура в
работе с письмами. Сюда входит обязательная
регистрация писем, определенные сроки их рассмотрения, персональная
ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них,
обязательный ответ на каждое письмо.