непосредственное (контактное)
— вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз». Непосредственное общение
имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и
их поведения. В этом случае применяются два вида коммуникации: вербальная
(речевая) и невербальная (жесты, мимика, тембр голоса и т.п.). Поскольку вербальная
коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, умение говорить
является важной составной частью авторитета менеджера. Люди теряют уважение к
тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует
словами с необычайной легкостью. Слово — это такой раздражитель, на который
сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и на физические нагрузки.
Впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени
складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. («Умен ты или
глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». С а а д и.)
Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь
важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность,
интонация, дикция и др.
Чтобы понять, почему одни
менеджеры добиваются успеха, а другие терпят неудачу, необходимо выявить роль
информации, которая проходит по каналам общения в организации. Информация может
быть разделена на три категории:
функциональная — передается всем или определенной (заинтересованной в ней) группе лиц
для того, чтобы они могли выполнять свои функции. Это информация о политике,
целях и задачах организации, директивы и т.п. Она поступает в разных
направлениях (вертикально и горизонтально) независимо от степени централизации
или децентрализации фирмы. Традиционно обмен такой информацией называется
формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации;
координационная — циркулирует между функциональными подразделениями организации
(например, между отделом сбыта и отделом маркетинга). Поток координационной
информации движется обычно в горизонтальном направлении. В этом случае
необходимое общение происходит при встречах, посредством телефона, служебных
писем, объявлений и др. По существу, это общение (взаимодействие), связанное с
организацией совместной деятельности по решению задач фирмы;
оценочная — происходит общение, которое имеет отношение к статусу сотрудников,
восприятию ими друг друга. Каналы передачи оценочной информации включают обычно
награды, поощрения за заслуги, поощрительные письма с благодарностью за
значительный вклад в деятельность организации.
10.3. Организация общения
Общение отличает то, что в
процессе его информация не только передается, но и формируется, уточняется и
изменяется. Каждый менеджер заинтересован, чтобы информация, которую он
адресует собеседнику, была не просто им принята, но и достигла
главной цели. Все это указывает на то, что менеджер должен соответствующим
образом организовать общение. Слагаемые общения — формулирование цели и
подготовка к общению, непосредственно само общение, принятие решения (рис.
10.3).