Рис.
10.3. Организация (технология) общения
Цель общения. Процесс общения начинается с формулирования идеи. Этот шаг называется
идеизацией, т.е. человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся у
него идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми разными:
заключить соглашение, подписать договор, разрешить спорный вопрос, убедить
собеседника в чем-либо, получить необходимую информацию и т.п. Чем конкретнее
сформулирована цель делового общения, тем больше определенности в последующем.
Это особенно важно при выборе тактики общения. Чтобы идею менеджера понял и
осознал собеседник, он сам должен иметь четкое представление о том, что он
хочет получить в результате воплощения идеи и какого характера воздействие
необходимо оказать на партнера по общению, чтобы цель была достигнута. Практика
показывает, что многие идеи не реализуются лишь потому, что у менеджера нет
ясности и продуманности в постановке вопроса.
Подготовка к общению. В процессе подготовки к общению рекомендуется подумать о том, как вы
поведете себя, если:
ваш собеседник во всем
согласится с вами;
решительно возразит и перейдет
на повышенный тон беседы;
не отреагирует на ваши доводы;
проявит недоверие к вашим
словам и мыслям;
попытается скрыть свое
недоверие.
Таким образом, подготовка к
деловому общению предусматривает составление своего рода плана, включающего
следующие основные аспекты:
участники беседы должны
располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного
разговора;
следует предусмотреть
обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (шум, громкую
музыку, возможность вмешательства в беседу других лиц и т.п.);
необходимо настроиться на
беседу, т.е. отвлечься от своих переживаний, которые бы отрицательно повлияли
на готовность к общению;
следует успокоить себя, если
предстоящая беседа должна вызвать слишком сильное волнение, и дополнительно
мобилизоваться;
необходимо подавить в себе
чувства, отрицательно влияющие на объективность восприятия собеседника
(например, чувство симпатии — антипатии);
если есть возможность, перед
беседой следует познакомиться с анкетными данными собеседника; при этом нужно иметь
в виду, что эти данные могут повлиять на вашу объективность;
надо заранее предвидеть
возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовым к ответу
на них. Следовательно, должны быть учтены участники беседы (мужчина, женщина,
их темперамент, характер,
уровень профессиональной подготовки и другие
качества), проанализирована тема и оценена сложившаяся ситуация.
Каждая личность
характеризуется присущими только ей потребностями, мотивацией деятельности и
интересами. В связи с этим менеджер на стадии подготовки к общению должен
учитывать все мотивы и выбрать наиболее эффективные средства воздействия на
партнера уже на стадии непосредственного общения.
Важно не только оценить своего
будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего
поведения, чтобы эффективно управлять собой, создавать своим личным поведением
и поступками благоприятные условия для общения. Для этого надо выяснить
ситуацию и тему общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный
материал.