Место общения. После проведения комплекса подготовительных мероприятий следует
подготовить место, где пройдет разговор. Как правило, оно должно удовлетворять
двум условиям:
ничто не должно отвлекать или
мешать общению;
хорошее оснащение места проведения делового общения, вспомогательные материалы (дополнительная информация, официальные и нормативные документы и т.п.).
Таким образом, уже
элементарный порядок в делах способствует успеху общения.
Если менеджер хочет
подчеркнуть свою власть и свое превосходство, то беседа должна проходить в его
кабинете. Если же руководитель желает добиться хорошего контакта с подчиненным
и его поддержки, встреча должна проходить в кабинете подчиненного. В этом
случае применяется принцип территориальности: большая часть людей более уютно
чувствует себя в своем кабинете, чем в кабинете начальника.
q При официальном общении вы находитесь на своем обычном месте — за столом.
q Для полуофициального общения вы располагаетесь напротив посетителя за приставным столом или за столом заседаний, как бы приравнивая этим свой статус к статусу посетителя.
q Зона неофициального общения представляет собой два-три кресла (желательно удобных, располагающих к расслаблению) и журнальный столик.
Расстановка мебели. В типичном кабинете руководителя он сидит за большим столом, а место для
посетителей расположено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны
размещены под правильным углом, обстановка способствует более расслабленному
личному общению. В кабинете с большим столом подчеркивается власть сидящего за
таким столом, а при общении часто возникает чувство подавленности у
подчиненного. В связи с этим при общении начальника с подчиненными
предпочтительны столы круглой формы.
Как усадить собеседника? Вопрос не такой праздный, как на первый взгляд может показаться. Мы,
люди — натуры довольно тонкие: очень часто испытываем чувство дискомфорта, а
объяснить, почему это так, не можем. Возможны как минимум три варианта
размещения беседующих: напротив, рядом, под углом 90 градусов. Каждый вариант
используется довольно часто, но какой из них предпочтительнее? Считается, что
общение эффективно тогда, когда примерно треть времени контакта собеседников их
взгляды постоянно встречались, поэтому стулья за столом беседы следует
разместить под прямым углом.
Определение стратегии и тактики
общения. На этом этапе следует
определить главную и второстепенные цели общения (в частности, чем можно и чем
нельзя пожертвовать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую
прибыль. К тактике общения относится и умение задавать вопросы. Направление
беседы можно регулировать, задавая вопросы. Вопросы можно поделить на так
называемые «открытые» и «закрытые».
Открытым называется такой
вопрос, на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится
о чем-то рассказывать (например: «Расскажите, пожалуйста...», «Что Вам
известно о...?», «Как Вы думаете...?», «А почему...?», «Ваше мнение?», «Ваши
предложения?», «Чем Вы это объясните?»). Открытые вопросы незаменимы, когда
целью общения является получение информации.