q информирование собеседника;
q постановка вопросов:
q слушание собеседника;
q наблюдение за реакциями собеседника;
q анализ реакций собеседника.
Особую сложность в процессе
общения составляет проблема умения слушать. Восточная мудрость гласит: «Истина
лежит не на устах говорящего, а заключена в ушах слушающего». Специалисты в
области менеджмента говорят о том, что умение слушать — один из главных
показателей культуры человека. По манере слушать можно выделить три типа людей:
а) внимательные; б) пассивные; в) агрессивные.
Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмосферу беседы и тем
самым располагает собеседника к высказыванию. Пассивный
слушатель своим внешним и внутренним безучастием к беседе вызывает у
собеседника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы. Агрессивный слушатель своим поведением не только закрывает
себе доступ к пониманию собеседника, но и возбуждает у него негативные реакции,
наталкивающие последнего на ответные агрессивные действия. Во всем этом
важнейшую роль играют голос, речь, поза, жесты. Достаточно, например, ведущему
беседу принять «позу обороны», как у собеседника начнут напрягаться мышцы и он
незамедлительно почувствует внутреннее желание быть как бы наготове. И
наоборот: стоит только «ведущему» расслабиться, как та же реакция проявится и у
«ведомого».
Уметь слушать не так просто,
как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что не более 10% людей
умеют выслушать собеседника. «Никто так ярко не признает свое невежество, —
говорил Саади, — как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам
начинает говорить». Каждому из нас приятно общаться не с тем, кто
хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем
собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Предлагаем
менеджеру несколько рекомендаций по решению этой проблемы — «уметь слушать
собеседника»:
q когда вы слушаете, делайте соответствующие пометю! на бумаге (это касается и телефонных разговоров); никогда не отвечайте на телефонный вызов без карандаша в руке;
q пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то, что отвлекает ваше внимание;
q научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации;
q установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постарайтесь нейтрализовать их действие: в состоянии сильного эмоционального возбуждения вы слушаете не очень хорошо;
q когда вы слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего? В чем моя цель как слушателя?»
q когда вы слушаете, нельзя обдумывать следующий вопрос (готовить контраргументы);
q сконцентрируйте внимание на сущности предмета беседы и отбросьте все второстепенные вопросы.
Аргументация. В момент аргументации необходимо продумать вопросы, которые вы будете
задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем
следует просчитать варианты уточнений и вопросов, которые может задать вам ваш
партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой
работы и появятся аргументы, которые вы сможете использовать для утверждения
своей позиции (ссылка на конкретные документы, лучшие предприятия, имеющийся
опыт и т.п.).