Несмотря на несовпадение ваших
ведомственных интересов с интересами партнера, особо отметьте необходимость и
отправные точки решения обсуждаемой на переговорах проблемы. Попытайтесь
выявить в сфере интересов общие для всех аспекты и возможности получения
взаимной выгоды и доведите все это до сознания партнера. Не предавайтесь
иллюзиям относительно того, что можно прийти к согласию по каждому пункту
переговоров: если бы так было на самом деле, то переговоры вообще были бы не
нужны — можно было бы сразу переходить к заключению соглашений.
Метод уравновешивания. При использовании этого метода учитывайте приведенные ниже рекомендации:
q определите, какие доказательства и аргументы (факты, результаты расчетов, статистические данные, цифры и т.д.) целесообразно использовать, чтобы побудить партнера принять ваше предложение;
q вы должны на некоторое время мысленно встать на место партнера, т.е. посмотреть на вещи его глазами;
q рассмотрите комплекс проблем с точки зрения ожидаемых от партнера аргументов «за» и доведите до сознания собеседника связанные с этим преимущества;
q обдумайте также возможные контраргументы партнера, соответственно «настройтесь» на них и приготовьтесь использовать их в процессе аргументации;
q бессмысленно пытаться игнорировать выдвинутые на переговорах контраргументы партнера: последний ждет от вас реакции на свои возражения, оговорки, опасения и т.д.;
q в связи с этим выясните, что послужило причиной такого поведения партнера (не совсем правильное понимание ваших высказываний, недостаточная компетентность, нежелание рисковать, желание растянуть время и т.д.).
Компромиссный метод. Участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в
случае несовпадений интересов следует добиваться соглашения поэтапно. При
компромиссном решении согласие достигается за счет того, что партнеры после
неудавшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений
частично отходят от своих требований (от чего-то отказываются, выдвигают новые
предложения).
Чтобы приблизиться к позиции
партнера, необходимо мысленно предвосхитить возможные последствия
компромиссного решения для осуществления собственных интересов (прогноз степени
риска) и критически оценить допустимые пределы уступки. Может так случиться,
что найденное вами компромиссное решение превышает вашу компетенцию. В
интересах сохранения контакта с партнером вы можете пойти на так называемое
условное соглашение (например, сослаться на принципиальное согласие
компетентного руководителя).
Трудно быстро прийти к согласию путем уступок, приемлемых для обеих сторон (например, в отличие от полного отказа одного из партнеров от своих требований или так называемого «гнилого» компромисса): партнеры по инерции будут упорствовать в своем мнении. Необходимо терпение, соответствующая мотивация и умение поколебать мнение партнера с помощью новых аргументов и способов рассмотрения проблемы.