Противоречие между функциями,
входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден
делать по требованию руководителя.
Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель
придерживается бюрократических процедур.
Различия в манере поведения и
жизненном опыте. Встречаются люди, которые
постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы
оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную
ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании,
стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень
взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.
Неопределенность перспектив
роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или
сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс
становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность
конфликта наиболее.очевидна.
Неблагоприятные физические
условия. Посторонний шум, жара или
холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной
конфликта.
Недостаточность благожелательного
внимания со стороны менеджера.
Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике,
невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.
Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие
удачливее, счастливее и т.д.).
Рассматривая названные причины
конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником
возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные
конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он
склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе
личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать
свои симпатии и антипатии. Причиной конфликта может быть и беспринципность
руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, его
тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Много конфликтов возникает
именно по вине таких руководителей, которые умеют находить лазейки и обходить
директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не
проявляя должной требовательности к себе, они ставят во главу угла личный
интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность
менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из
нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей и
порождают конфликт.
Конфликтологами разработаны и
продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и
методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен
не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его (рис.
12.3). Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по
какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт,
возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической
несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен
минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц
участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.