Конфликт ролей возникает
тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают такие
ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то
группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого
душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения.
Фактор неопределенности своей
роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей
требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что
также нарушает душевное равновесие.
Неинтересная работа —
четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют
меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам
стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за
холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п.
Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной
стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод,
болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и
положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе,
выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс.
Чтобы управлять другими и
достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых
ситуаций, необходимо:
q оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы;
q разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе;
q четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
q использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
q обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
q выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. С помощью опросника
К.Н.Томоса (см. приложение 7) определите типичные способы реагирования на
конфликтные ситуации.
2. Определите природу и тип
известного вам конфликта (причины, объект и субъект). Разработайте модель
эффективного управления конфликтом.
3. Обсудите с коллегой
запомнившийся вам конфликт. Оцените правильность своего поведения в разрешении
конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления
конфликта совершил ваш оппонент?
Вопросы для
повторения
1. Что такое конфликт? Что
лежит в его основе?
2. Определите возможные
последствия функционального конфликта.
3. Выявите роль
дисфункциональных конфликтов.