4. Какие типы конфликтов вам
известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех
типов конфликтов в вашей жизни.
5. Назовите и поясните
основные причины конфликтов.
6. Опишите пять основных
стилей отношений между людьми при разрешении конфликтов.
7. Назовите и поясните четыре
фазы развития конфликта.
8. Как вы понимаете стресс?
9. Представьте и поясните
модель стрессовой реакции.
10. Назовите причины стресса.
В этой главе:
13.1.
Понятие эффективности менеджмента в туризме
13.2.
Экономическая эффективность менеджмента туризма
13.3.
Социальная эффективность менеджмента туризма
Рассматривая содержательную
часть понятия «эффективность менеджмента в туризме» следует исходить из того,
что туризм — это прежде всего важное социально-экономическое явление.
Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и
общество в целом. Таким образом туризм — это такой вид деятельности, который
непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную,
экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические
отношения.
В силу все возрастающего
воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его
эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет
активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских
фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления
и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных
подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных
методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла.
Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо
измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется
либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих
туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское
предложение).
Поскольку туризм охватывает
широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного
представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от
него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а
не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промышленности,
более просто и менее трудоемко.
Тогда почему эффективность
туризма так не определяется? Дело в том, что в других отраслях коммерческие
предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить
только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности
определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько
особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что
эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее
продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей — от
типа продукта.