Определив потребителя
туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеем в виду то, что
его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к
«туристским расходам». Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на
эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к
туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу
управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия
туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.
Как видим, эффективность
менеджмента охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном
смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно,
производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому
она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных
целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение
результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной
позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об
эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в
рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим под
эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое
обеспечит успешное функционирование и развитие каждого
организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность управления
туризмом рассматривается нами в двух направлениях: экономическом и социальном.
Суть управляющего воздействия
в области экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от
туристской деятельности привести к минимуму. Как мы уже условились ранее,
определение расходов тесно связано с определением потребления в туризме. В
связи с этим потребление в туризме определяется как стоимость товаров и услуг,
необходимых для удовлетворения спроса туристов. Таким образом, туристские
расходы определяются как общая сумма потребительских расходов туриста при
подготовке, в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.
Чтобы более точно установить
величину расходов на путешествия, совершаемые во время отпуска, определяем:
q
частоту
поездок. Она показывает, сколько
путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени:
где Чп — частота поездок; Кп —
количество поездок и Чв — период времени.
q
интенсивность
путешествий. При определении этого
показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население
региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, занятых в
народном хозяйстве, совершила путешествия в течение года. Это отношение
путешествующих к численности всего населения региона (например, республики),
выраженное в процентах:
где Ип — интенсивность путешествий; Кт
— количество туристов; Чн — численность населения.