q
среднюю
продолжительность поездок. Она
рассчитывается путем деления общего количества ночевок на число поездок.
Различные компоненты,
составляющие туристские расходы, могут быть разделены на три большие группы:
q предварительные расходы, необходимые для подготовки и осуществления поездки;
q расходы, возникающие во время путешествия и в посещаемых туристами местах;
q расходы, производимые в стране выезда после возвращения из заграничной поездки (например, проявление фотопленки, ремонт автомобиля, поврежденного во время путешествия и др.).
Как видно, туристские расходы
включают в себя довольно много составляющих — от приобретения потребительских
товаров и услуг, являющихся неотъемлемым элементом путешествий, до покупки
товаров длительного пользования и подарков для родственников и знакомых.
Одним из важнейших этапов
определения эффективности туризма является экономический анализ всех статей
туристских расходов. Выявленные в процессе такого анализа отклонения в виде
обратной информации поступают в систему управления туризмом для принятия
соответствующих управленческих решений. Разбивка по статьям туристских расходов
важна для измерения воздействия туризма на экономику и отдельные ее секторы. В
практике экономического управления туризмом выделяется семь таких статей
расходов:
комплексные поездки, пакеты услуг
на отдых и комплексные туры.
Комплексный тур включает в себя ряд туристских продуктов, приобретаемых
посетителем в качестве единого пакета. Так как существует много разновидностей
комплексных туров, необходимо определить элементы туристского пакета каждого
посетителя. Некоторые типичные туры включают в себя только такие факторы, как
транспорт и размещение, в другие же входят еще и питание, экскурсии и даже
сувениры. Именно поэтому и необходимо производить разбивку комплексных расходов
каждого посетителя на составные части, а затем подсчитать эти слагаемые для
всех посетителей;
размещение туристов. Сюда входят следующие расходы:
q стоимость проживания в коллективных местах размещения (гостиницах, кемпингах, лагерях отдыха и т.п.);
q оплата за проживание в индивидуальных местах размещения;
q текущие расходы — государственные сборы, эксплуатационные расходы, ремонт и др.;
q расходы на таких объектах размещения, которые относятся к автофургонам или другим «домам на колесах», а также расходы, связанные со стоянками яхт и катеров у причалов;
q аренда автофургонов и «домов на колесах» (несамодвижущихся транспортных средств);
q стоимость размещения в общественных средствах транспорта в тех случаях, когда плата за размещение взимается отдельно от транспорта;
питание и напитки. Это расходы:
q на питание и напитки, которые производятся в ресторанах, барах, кафе, в развлекательных заведениях;