q на питание и напитки, производимые в средствах размещения;
q на питание и напитки, производимые в средствах транспорта, в тех случаях, если они включены в проездной билет;
q на готовую пищу, сырые продукты питания и напитки, приобретаемые в розничной торговле;
транспорт. Это все дорожные расходы, производимые во время путешествия:
q проезд из места жительства и обратно;
q поездки в границах мест назначения;
q экскурсии;
рекреационные, культурные и
спортивные виды деятельности. Данная
статья расходов включает в себя стоимость занятия этими видами деятельности,
включая стоимость аренды или приобретения необходимого инвентаря и снаряжения;
посещение магазинов. В эту группу входят расходы на товары (но не на услуги), приобретенные
для целей личного потребления в пунктах розничной либо оптовой торговли;
прочие расходы. Сюда входят следующие расходы:
q сборы, связанные с обменом валюты;
q туристское страхование;
q расходы в области связи (телефонные и почтовые расходы);
q комиссионные и вознаграждения, которые выплачиваются коммерческим организациям за предоставление связанных с путешествием услуг;
q услуги личного характера — сауна, массаж, химчистка, услуги косметолога и т.п.
Приведенная классификация
расходов в туризме необходима для выбора направлений, по которым следует
строить модели экономического управления международным въездным и выездным, а
также внутренним туризмом, определять предложение и измерять экономическую
эффективность туризма. Рассмотрим эти аспекты более подробно.
Международные въездные
посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют
развитие национальной и местной экономики, обеспечивают приток иностранной
валюты и помогают финансировать строительство объектов, которыми могут
пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит
оценить экономическое воздействие туризма на национальном и местном уровне. Не
менее важно изучение доходов страны от внутреннего и выездного туризма.
Максимальное увеличение вклада
туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной
стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью
менеджмента можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской
деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над
издержками, связанными с функционированием туризма.
Чтобы получить полную картину
воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные
задачи:
q измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;
q определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;
q установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;