Как видно из таблицы, самые
большие поступления в государственный бюджет отмечаются в сегменте № 3, но он
же и самый дорогой в отношении бюджетных издержек. Все затраты настолько
высоки, что соотношение государственных поступлений и бюджетных издержек
составляет 2,5, что намного ниже, чем для сегмента № 2. Если у нас есть только
500 000 $ США для привлечения въездных посетителей, то наиболее выгодным будет
использование средств для сегмента № 2, т.е. мы получим, в итоге, 4 $ США на
каждый затраченный доллар.
Приведенный пример относится
только к въездным посетителям. Аналогично производятся расчеты и по другим
рыночным туристским сегментам — например, по внутренним посетителям.
Детализацию и конкретизацию
различных аспектов экономического управления туристским предприятием можно
провести в рамках курса «Экономика туризма».
Если экономическую
эффективность можно выразить количественно — оценить ее в денежном выражении,
то систему общих и частных показателей социального плана измерить очень сложно
или же просто невозможно. Речь идет прежде всего об удовлетворенности
работников и способности их адаптации к условиям внутренней и внешней среды.
Таким образом, фирма достигает своей цели за счет эффективного использования
трудового потенциала своих сотрудников посредством интеграции их деятельности,
морали, социального климата, повышения взаимного доверия между ними и т.д. Эти
и многие другие компоненты социальной эффективности изучаются в других курсах.
Применительно к менеджменту туризма целесообразно рассмотреть два аспекта.
Поскольку большая часть требований к социальной эффективности связана с
системой управления трудовыми ресурсами, то главная задача менеджмента состоит
в том, чтобы создать эффективную туристскую структуру, позволяющую обеспечить
комфортные условия труда и повысить уровень жизни своего персонала за счет его
профессионального развития и управления его деловой карьерой.
Как известно, весь
управленческий процесс протекает в рамках определенной организационной
структуры (движение информации и принятие управленческих решений). В связи с
этим формирование эффективной организационной структуры мы рассматриваем с двух
позиций — с одной стороны, в отношении определения параметров эффективности
организационной структуры управления туризмом в целом, и с другой — в отношении
эффективности принимаемых в ней управленческих решений.
Для определения слагаемых
эффективности организационной структуры можно использовать ряд коэффициентов:
коэффициент звенности:
где П зв.ф — количество звеньев
существующей оргструктуры; П зв.о — оптимальное количество звеньев оргструктуры;
коэффициент территориальной концентрации:
где Ппр.ф — количество организаций
данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации; П —
площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;