Существуют и иные, связанные с
туризмом, косвенные издержки, которые несет уже не правительство, а сами жители
этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную с
повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и
местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу и обратно, для
совершения покупок и т.д. Но такой вид издержек измерить практически
невозможно.
Экономическое управление в
отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и
источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные
управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их
сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а
соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности.
Косвенные и бюджетные издержки приведены в табл. 13.2.
Таблица 13.2
Виды
косвенных и бюджетных издержек
Издержки |
|
косвенные |
бюджетные |
Дорожные затраты и шум Преступность Пожары Загрязнение воды Загрязнение воздуха Мусор Нанесение ущерба природе Разрушение
социально-культурного наследия Болезни и автокатастрофы |
Строительство дорог, полицейские службы,
общественный транспорт, транспортные терминалы и порты Полицейские службы, система
правосудия Пожарная охрана Надлежащее водоснабжение и канализация Полицейские службы, автоинспекция Система сбора и утилизации мусора, полицейские службы Полицейские службы, парковые
и рекре- ационные объекты, лесное хозяйство, регулирование рыболовства и
охоты Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы Больницы и другие объекты
здравоохранения, санитарные службы и контрольные инспекции за качеством
продуктов, полицейские службы, системы правосудия |
В процессе менеджмента следует
изучить то, какие из всех представленных в табл. 13.2 издержек наиболее сильно
коррелируют с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что
некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать.
Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области
регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет
бюджетных издержек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех
категорий этих издержек, указанных в табл. 13.2, которые приходятся на
посетителей.
После определения валовых
экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов
и их поступлений в государственную казну (см. 13.2.2) и издержек необходимо
произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей (см.
табл. 13.3, пример условный).
Таблица 13.3
Пример
сопоставления выгод и издержек
для туристского региона в зависимости от
различных сегментов
туристского
рынка за год
Сегмент рынка (услов-ный)
|
Количество посетителей |
Государственный доход, $ США |
Бюджетные издержки, $ США |
Соотношение поступлений и бюджетных издержек |
№1 |
100 000 |
2 000 000 |
1 000 000 |
2,0 |
№2 |
200 000 |
6 000 000 |
1 500 000 |
4,0 |
№3 |
500 000 |
10 000 000 |
4 000 000 |
2,5 |
№4 |
400 000 |
4 000 000 |
2 500 000 |
1,6 |