Вам необходимо сделать выбор
из имеющихся позиций и присвоить им порядковый номер таким образом, чтобы он
отражал степень типичности характеристик организационной культуры вашего
предприятия, в порядке убывания — от наиболее типичной (6) — до наименее
типичной (1).
Совпадения оценок не
допускаются. Оценки заносятся в рабочую тетрадь.
Оптимальный
уровень А В С D Оптимальный
уровень Е F А В С D Е F Оптимальный уровень А В С D Е F А Оптимальный уровень В С D Е F А В С D Оптимальный уровень Е F А В С D Е F А Оптимальный уровень В С D Е F А В С Оптимальный уровень D Е F А В С D Е F Оптимальный уровень А В С D Е F |
1.
Авторитет
руководителя Приказания отдаются подчиненным без
последующего контроля за их исполнением. Похвала и ободряющие комментарии являются
основным методом управления. От взысканий и выговоров следует по возможности
воздерживаться. Лица, занимающие более высокое служебное
положение, знают, что принесет наибольшую выгоду организации, а подчиненные
должны с пониманием относиться к их начинаниям. Необходимость использовать
авторитет и проявлять свою власть является чисто номинальной, поскольку люди
разделяют мнение руководства о том, что необходимо сделать, и готовы
предпринять необходимые усилия. Управление осуществляется через приказы и
постановления при сообщении минимума информации для их обоснования; от
подчиненных ожидают полного повиновения. Благожелательная атмосфера взаимных уступок
обеспечивает руководству симпатии подчиненных. 2.
Выдвигаемые
перед подчиненными цели Руководитель искренне пытается убедиться в том,
что подчиненные принимают выдвигаемые перед ними цели. Выдвигаемые цели базируются на прогнозах или на
экстраполяции достигнутых в прошлом результатов или же выдвигаются в ответ на
ожидаемые изменения. Цели «спускаются» сверху, причем собственно
исполнители имеют весьма ограниченную возможность их пересмотра, оценки или
выдвижения предложений, касающихся изменений, улучшений или корригирующих
воздействий. Долговременные цели отсутствуют, и деятельность
подчиненных сводится к выполнению одного задания в каждый конкретный момент. Цели обсуждаются, но это мало влияет на
деятельность людей; более важным считается завоевать или сохранить одобрение
других. Сотрудники привлекаются к выработке, пересмотру
и оценке тех целей, на достижение которых их работа может оказывать влияние. 3.
Связь
с подчиненными Связь носит односторонний характер и сводится к
сообщению того, что подчиненным необходимо знать; обратная связь с
подчиненными или другими людьми почти не требуется. Подчиненные общаются с руководством с помощью
«метода донесений»; глубокое обсуждение производственной деятельности почти
не наблюдается. Подчиненные хорошо информированы и принимают
участие в анализе проблем и принятии решений; необходимая информация
циркулирует от руководства к подчиненным, от подчиненных к руководству и
между подчиненными. Подчиненные следят, чтобы то, что они говорят,
не противоречило тому, чего от них ожидает руководство организации.
Отрицательные эмоции проявляются в виде инсинуаций и сплетен. Светский разговор на темы, не имеющие отношения
к работе, является типичным времяпрепровождением на работе; рабочие проблемы
обсуждаются во вторую очередь. Рабочие задания выдаются подчиненным в такой
форме, чтобы поощрять их молчаливое согласие. 4. Разрешение конфликтов Разбору конфликта уделяется пристальное
внимание, поскольку от подчиненных ожидают не только послушания, но и
лояльности. Люди чувствуют, когда они зашли слишком далеко,
и готовы отступить, насколько это необходимо, чтобы пойти навстречу друг
другу. Служебное положение используется, чтобы пресечь
конфликт и решить, какую из точек зрения избрать. Конфликт разрешается посредством уступок,
попыток найти положительный выход из ситуации. Люди избегают занимать позицию, которая
приведет к конфликту, или вмешиваться в назревший конфликт. Четко формулируются пункты, по которым
возникают противоречия, и вскрываются вызвавшие их причины с целью
устранения. 4. Координация работы компонентов системы Основу сотрудничества составляет традиция,
прецедент и личность, а не характер заданий. Координация осуществляется через цепь команд. Частые и дружественные контакты между людьми
приводят к тому, что каждый знает, на чью помощь и на помощь какого рода
можно рассчитывать. Координация осуществляется сверху, однако
предпринимаются определенные усилия для того, чтобы убедиться, что трудовые
соглашения принимаются теми, на кого они распространяются. Координация между компонентами организации
сводится к минимуму. Координация зависит от характера
производственных заданий и осуществляется таким образом, чтобы
максимизировать эффективность сотрудничества. 6. Анализ Анализ результатов работы осуществляется с
целью пересмотра и усовершенствования методов управления. Анализируя замечания, высказываемые в процессе
контроля результатов, можно раскрыть и оценить «слабые» стороны и упущения;
планируется достижение приемлемых результатов, которые редко подвергаются
обсуждению. Анализ почти не приносит пользы. Людей побуждают трудиться изо всех сил и хвалят
их за это, однако неудачи редко подвергаются обсуждению. За хорошие результаты полагается
вознаграждение, за плохие — взыскание. Произведите проверку на неофициальном уровне и
впоследствии дайте людям возможность разобраться в их напряженных отношениях,
однако это не должно иметь для них никаких последствий в дальнейшем. 7. Преданность организации Положительные эмоции, испытываемые к своему
предприятию, проистекают из удовлетворения человека тем, что у него есть
работа. Наряду с личной преданностью, в основе которой
лежит принятие целей организации, люди испытывают чувство молчаливого
неприятия при отсутствии возможности покинуть организацию. Люди знают, что если будут добросовестно
относиться к выполнению своих обязанностей, то организация о них позаботится. Чувство удовлетворения возникает у людей от
осознания того, что они вносят посильный вклад в развитие организации. Люди не уходят из организации, поскольку
считают, что более удобно и менее болезненно — остаться. В основе преданности организации лежит вывод,
что быть членом «хорошей» организации престижно. 8. Производительность Даже сотрудники, не работающие с полной
отдачей, сохраняют за собой рабочие места (или переводятся на другую
должность в пределах организации) во избежание пораженческих настроений. Подразумевается, что люди будут трудиться с
большей отдачей, и те, кто удовлетворяет выдвигаемым требованиям,
вознаграждаются. Поддерживается приемлемый уровень
производительности, для достижения которого не требуется подвергать людей
неоправданным нагрузкам. Более или менее постоянно на людей оказывается
давление с целью повышения производительности труда. Люди лично заинтересованы в том, чтобы
трудиться с большей отдачей. Обычной является практика минимальных усилий. 9. Стремление к сокращению издержек обращения (потребления) Людей вынуждают учитывать, каким образом их
решения и действия отразятся на себестоимости продукции. Есть несколько доказательств сознательного
стремления к снижению издержек производства. Стремление к созданию дружественной атмосферы
преобладает над стремлением к снижению издержек производства. Люди решают вопрос, как снизить издержки
производства на вверенном им участке. Стремление к минимизации издержек
производства — способ выжить. Стремясь сократить издержки производства,
организация оказывает давление на работающих, которое уравновешивается
заботой о создании определенных удобств. Проблеме сокращения издержек производства
уделяется большое внимание, а люди, добивающиеся успехов на этом поприще,
поощряются. 10. Творческий потенциал Творческий подход и стремление к инновациям
поощряются в атмосфере открытости и готовности к эксперименту. Даже при получении положительной оценки, новые
методы не особенно приветствуются. Новые идеи считаются приемлемыми, если они
отражают мнение большинства, продолжают и совершенствуют процедуры и методы
организации. Идеи воспринимаются благосклонно, однако
вероятность их реализации весьма незначительна. Новые идеи, методы или подходы редко
реализуются на практике. Предложения, содержащие новые идеи, встречают
сопротивление; это сопротивление может быть преодолено лишь в результате
упорных усилий. |
Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень Фактический уровень |