В
Развитие менеджмента в XX в.
В начале XX в.
большая часть управленческих преобразований происходила под руководством
С.Ю.Витте (1849 — 1915) и А.С.Столыпина (1862 - 1911). Программа реформ
А.С.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была
рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления
Россией.
Советский менеджмент берет
отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках некапиталистических форм управления на
микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)
осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего
контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных
органов экономического управления.
Период «военного коммунизма»
характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. Во
время новой экономической политики с позиций управления выделялись три уровня
управления (высший, средний и низший).
О роли В.И.Ленина,
И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева и М.С.Горбачева в развитии системы
управления экономикой есть много публикаций, которые автор рекомендует изучить
при анализе исторических аспектов развития менеджмента.
1. Какой вклад в развитие
менеджмента как науки внес Ф.Тейлор? Объясните цели исследований его
последователей.
2. Назовите основные школы
менеджмента и суть принципов управления этих школ.
3. В чем сущность знаний
управленческих нововведений А. Л. Ордина-Нащокина?
4. Назовите основные принципы
управленческих преобразований Петра I.
5. В чем новизна
управленческих подходов И.Т. Посошкова?
6. Какая роль в совершенствовании
менеджмента отводится В.Н.Татищеву?
7. В чем суть преобразований в
области менеджмента, предложенных в эпоху царствования Александра I и
Александра II?
8. На конкретных исторических
материалах проследите развитие советского менеджмента.
Труд в управлении туризмом
специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей,
хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и
туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого
предприятия системы «человек-человек».
На какой слой клиентуры
ориентироваться? Каким образом создается предлагаемая услуга? Какой оборот
ожидать в следующем году? Какие делать инвестиции? Все эти и многие другие общие
вопросы, в принципе, не специфичны для менеджмента туристских организаций, но
все же играют значительную роль в этой отрасли.
Задача менеджмента в туризме
состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности его
развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Всегда
необходимо помнить, что туризм — не волшебство, а серьезная и тяжелая работа
тружеников этой сложной и многогранной, имеющей свою специфику, отрасли, особое
содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих только ему
особенностей. Важно выявить, чем же мы отличаемся от других, так как если этого
не знаем мы, менеджеры туристской индустрии, то и рынок (покупатели туристских
услуг) никогда не узнает этого. А ведь особенности туристской отрасли вытекают
из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и
организациями.