Точно так же вряд ли можно
определить индикаторы успеха для целого региона. Чаще всего степень развития
туризма в каком-то регионе пытаются определить через показатели ночлегов. Но
такие показатели ничего не говорят о накоплении ценностей, чтобы подсчитать
показатели накопления ценностей, требуются значительные первичные исследования,
что часто невозможно осуществить в полном объеме из-за нехватки времени и
финансовых средств.
Из-за того что туристская
организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее
производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов,
происходящих в туристской индустрии. Так как туристская организация не может
добиться успеха в прямом смысле этого слова, часто она с большим трудом
получает признание своей деятельности у общественности. Она может лишь
полагаться на свои мероприятия и на экономическую эффективность, которая
помогает осуществлять эти мероприятия для пользы всего региона.
Третья особенность менеджмента
туризма — в его ограниченном влиянии на регион.
Управленческие кадры частного туристского предприятия пользуются
предоставленными им в уставе, ясно изложенными полномочиями и правом принятия
решений и отдачи указаний по всем вопросам своей хозяйственной деятельности.
Менеджмент же туристской организации, напротив, ограничен в возможности
оказывать на кого-либо влияние, как на уровне своей организации, так и на
уровне региона.
Так как туристская организация
занимается государственными вопросами, часто используя для этого
государственные средства, то и влияние политики на нее очень высоко. В
результате — естественно ограничивается предпринимательская свобода ее
действий. Менеджмент вынужден обращать внимание на политические силы в своем
регионе, ведь оплата труда его кадрового состава осуществляется чаще всего за
счет государственного бюджета.
На уровне региона менеджмент в
туризме незначительно влияет на кого-либо, так как отдельные производители
услуг являются самостоятельными и независимыми предприятиями. Только благодаря
хорошо налаженной коммуникации и углубленной мотивации на основе доверия
туристская организация может косвенным образом воздействовать на отдельные
предприятия.
Следующая особенность туризма
заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении
различных заинтересованных лиц и клиентов. Туристские организации работают с
большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на
организацию. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои
интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что
все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода
противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими
туристами. Члены организации могут разделиться на три-четыре заинтересованные
группы, представители гостиниц, возможно, будут требовать сокращения
однодневного туризма, владельцы подъемных лифтов выступят за расширение потока
туристов, так как они заинтересованы в этом. Даже внутри одной группы
(например, среди представителей гостиничных комплексов) прослеживаются
различные интересы. Крупные гостиницы чаще всего меньше заинтересованы в
предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми
сооружениями для размещения и организации отдыха гостей у себя. Небольшие
гостиницы, живущие за счет проезжающих туристов, заинтересованы в том, чтобы
туристская организация улучшала курортное предложение и проводила
соответствующие мероприятия.