Экология
туристского региона. Известно, что экология
региона является важнейшим критерием, на который ориентируются люди при выборе
места для отдыха. Ясно также, что сам туризм представляет большую опасность для
окружающей среды. В зависимости от сознательности общества экологические
критерии воздействуют на туристский спрос двойным образом: реакция на уже
причиненный ущерб окружающей среде — земли и регионы, пострадавшие от экологии,
не интересуют туристов; туристы сами понимают недопустимость ущерба окружающей
среде — у них нет больше спроса на туристские услуги или действия, которые
могут нарушить экологическое равновесие в природе.
Социальные
факторы. Определенное влияние на спрос туристских услуг
оказывают и социальные факторы. Наряду со структурой семей для туризма
представляют важность еще три социальных параметра: условия
жизни и труда, уровень образования, а также наличие свободного времени.
Условия жизни и труда. Демократическое общество с социально-рыночной направленностью экономики
очень выгодно влияет на развитие туризма. Подобное общество может быть названо
также обществом потребителей, мобильным обществом,
образованным обществом, свободным обществом. Спрос туристских
услуг в обществе подобного типа особенно высок.
Однако при критическом
рассмотрении существа проблемы стоит спросить себя: почему людям, живущим в
развитом обществе, так необходим отпуск? В ответ можно привести различные
теории. Считается, что люди, находясь в окружении современного индустриального
общества, во время отпуска должны восстанавливать свои духовные и физические
силы, так как в повседневной жизни они встречаются с множеством различных
стрессов. Они страдают от монотонности и напряженности на работе и в
повседневной жизни. Отдых становится необходимым для сглаживания ритмов
профессиональной деятельности, а отпуск — заслуженной компенсацией за трудности
повседневной жизни. Увеличивается спрос на туристские услуги, так как люди
стремятся хотя бы на короткое время выйти за рамки урбанизированного мира.
Уровень образования. Чем выше средний уровень образования в обществе, тем больше его члены
ценят отдых и возможность знакомства с новым и неизвестным. Чем больше людей
имеют квалифицированное образование, тем сильнее спрашиваются услуги, имеющие
компонент познания и изучения.
Свободное время. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма,
соответственно влияет на выбор ими туристских услуг. Наличие свободного времени
— важный фактор для тех, кто хочет отправиться в путешествие. В обществе,
которое великодушно относится к людям, предоставляя им отпуск регулярно, а
также создавая для них сравнительно непродолжительное подвижное рабочее время,
кроме основного отпуска могут быть позволены частые непродолжительные поездки.
В зависимости от этого и определяется спрос на туристские услуги.
Следующая особенность туризма как
объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга — это все то, что турист принимает во внимание или чем
он пользуется во время путешествия (при изменении места своего пребывания и при
пребывании в конечном пункте своей поездки). Отсюда следует, что туристская
услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных,
так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти
отдельные туристские услуги являются дополняющими.