во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма
как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал
еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе.
Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах,
сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма
также очень сильно влияют политические и экологические явления;
в третьих, в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг. Это
связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить
ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти
аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо
налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством качества
услуги, субъективизмом в ее оценке, возникает необходимость ее постоянного
контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та
же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми, что
иногда вызывает недоразумения во взаимоотношениях между туристской фирмой и
клиентами. В этой связи менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в
направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения
информации);
в четвертых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не
представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость
и т.д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто
проходят по-разному (это и состояние транспортного средства, события в стране
пребывания и т.п.).
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Как вы представляете себе
двойную ответственность туристской организации?
2. Почему, по вашему мнению,
туристская организация имеет неясные и трудноизмеримые цели в своей
деятельности?
3. Какие, на ваш взгляд,
рычаги должна использовать туристская организация для того, чтобы уравновесить
интересы всех участников туристского предложения и туристов?
4. В чем специфика туристского
продукта?
5. Какие специфические явления
в туризме создают так называемые «внешние эффекты» туристского продукта?
6. Поясните следующую мысль:
«Спрос на туристские услуги как особенность туризма».
7. В чем суть комплексности
туристского предложения?
8. Выделите основные
специфические черты, характерные для управления любым туристским предприятием.
В этой главе:
2.1.
Система управления туризмом
2.2.
Туристские регионы, организации и предприятия
2.3.
Структура управления туризмом
На основе системной теории
попытаемся разложить комплексную общую систему туризма на составляющие ее
подсистемы. Когда говорят системная теория,
то возникает вопрос: что же вообще представляет собой система? Например, куча
песка не является системой. Песок можно перемешать, добавить горсть или
забрать, но куча все равно останется. В системе это невозможно, так как при
каких-либо изменениях поменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее
целостный характер.