Во время своего пребывания на
отдыхе турист получает услуги в комплексе. Туристское предложение места,
региона, страны рассматривается как «коллективная продукция». Не отдельные
услуги, а целый комплекс их стоит в центре туристского спроса. Этот комплекс
услуг турист объединяет в понятие «цель путешествия». Он вспоминает о своем
последнем, проведенном в путешествии, отпуске и о всех полученных в то время и
в определенном месте услугах. Тем самым мы можем подтвердить мнение о том, что цель путешествия — это место осуществления туристического спроса (туризм
с целью отдыха). Цель путешествия подчинена всему остальному, и если человек
думает о выборе путешествия, то решает, куда поехать во время очередного
отпуска.
Если цель путешествия
рассматривать как оказание целого комплекса рыночных услуг в структуре
туристского спроса, тогда фирма или лица, предлагающие этот комплекс услуг
(если они хотят руководствоваться ориентированным на рынок менеджментом),
должны последовательно приспосабливаться к этому «примату цели путешествия»:
туристическим местом должен быть продукт, который рассматривается как единое
целое, согласовывается с предметным разнообразием и подчинен рыночным законам.
Ни отдельные услуги гостиницы, ни предложение только покататься на лыжах, ни
ресторан, ни сооружение для досуга, взятые отдельно, не в состоянии играть
основную роль на рынке предложений туристских услуг. Все эти отдельные услуги
должны быть объединены в полный комплекс услуг. В зависимости от клиентуры одна
или другая услуга играет более или менее важную роль во всем этом комплексе.
Между тем, что требует рынок, и тем, что предпринимает предоставляющий услуги в
туризме, еще имеются нерешенные проблемы, которые устраняются с помощью
рыночного менеджмента.
Наконец, как особенность туризма
следует выделить его сезонность, т.е.
зависимость объема туристских услуг, прежде всего от природно-климатических
условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно
обязательно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку
колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей
туристской индустрии.
Особенности туристской отрасли
как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса
должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли
и, поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер
трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на
практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает
необходимый эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к
деградации последней. В связи с этим можно выделить следующие черты,
характерные для управления любым туристским предприятием:
во-первых, при планировании туристской деятельности во главу угла должны ставиться
нужды, потребности и желания конечных потребителей. С учетом этого и
определяется сфера приложения труда любого туристского предприятия. Речь идет о
том, удовлетворяет ли туристская фирма нужды промежуточных потребителей
(посредников), или это может быть государственный заказ. В связи с этим
дислокация туристского предприятия (в силу его тяготения к непосредственному
конечному потребителю) определяется, с одной стороны, месторасположением
основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой —
месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически
основным фактором (частью) туристской отрасли;