для того чтобы регион мог
функционировать как единый туристский продукт, в нем необходимо создать
организацию, которая бы выполняла различные общие функции; такая организация
объединяет государственных и частных исполнителей;
частные исполнители
объединяются преимущественно в союзы и объединения;
эти частные исполнители должны
выполнять в своем регионе разнообразные функции (маркетинг, формирование
предложения, защиту окружающей среды, планирование и т.д.).
Таким образом, туристские
организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку
представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют
(создают) туристские услуги (туристский продукт) для рыночной продажи,
выступают посредниками и координируют функциональную деятельность туристских
предприятий и регионов.
Туристские предприятия
представляют собой третий важный компонент, создающий туристское предложение
внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют
различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам
исключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно из нескольких
направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за
счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а
предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, —
туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых
предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования,
а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть
туристского спроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников
существования и их услугами пользуются не только туристы.
Следует иметь в виду, что
некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций
одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, гостиницы и
туристские бюро всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан
или кафе в санатории или в доме отдыха — это предприятия первичных услуг, но
такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими
предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию. Классификация
туристских предприятий показана на рис. 2.8.
Рис.2.8.
Классификация туристских предприятий
В основе приведенной
классификации лежат такие признаки, как общность спроса клиентов,
функциональная роль предприятий в системе туризма, объем и удельный вес
предлагаемых ими туристских услуг. Рассмотрим каждый тип туристских
предприятий.
ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПЕРВИЧНЫХ УСЛУГ
Туроператоры и
турпосредники
Туроператор — туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие
услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт
называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиенту
комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.