Как уже отмечалось ранее,
предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой
услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостью по сравнению с
остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт,
который используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае
следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуг и на этом
основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг.
Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного
питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые
предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.
В группу предприятий общественного питания
входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и
местные жители. Транспортные предприятия вторичных услуг
отличаются от туристских транспортных предприятий тем, что среди их клиентов
преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных
маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников).
Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные
и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан
гостиницы, и т.д.), а также предприятия сферы услуг
(многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.).
Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является
невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются
туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно
колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени
причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения
предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную
массу покупателей составляют приезжие туристы).
Чтобы более наглядно
представлять виды туристских предприятий (как первичных, так и вторичных
услуг), можно разделить их на группы по направленности функций управления (рис.
2.10).
Рис.
2.10. Классификация туристских предприятий
по
отношению к управляющей
(управляемой) системе
Резюмируя вышеизложенное,
можно сказать, что все туристские предприятия классифицируются по различным
функциональным признакам и направлениям, что позволяет менеджменту произвести
их эффективное разделение (табл.2.1).
Таблица
2.1
Признаки
различия туристских предприятий
Признак различия |
Содержание работы |
Пример |
Функция (задача) Место расположения Качество Размер Владелец |
транспортные услуги размещение, питание обслуживание/сервис турпосреднические услуги организация объединение предложений в комплекс удобное размещение, ха- рактер, расстояние между
местом отправления и назначения региональный, местный характер, степень комфорта пространственный объем финансовая и производственная организация |
транспортное предприятие гостиница ресторан/гостиница транспортное бюро/ управление турбюро и туроператор туристическая организация лагерь отдыха в горах, на море, места для выездов на
отдых, и транспортные и административные центры одна — пятизвездочные гостиницы, система
индивидуального и общественного питания крупные, средние, мелкие предприятия управляемые и арен- дные предприятия, частные и
финансовые общества |