Представленные в табл. 2.1 признаки и содержание работы туристских предприятий необходимы для эффективного менеджмента в туризме, поскольку позволяют произвести разделение труда по функциональному признаку.
Связь между субъектом и
объектом туризма устанавливается посредством туристских предприятий, которые
заранее разграничили предлагаемые ими услуги и установили связи между собой.
Это прежде всего турбюро и турорганизации,
которые, с одной стороны, выступают как посредники (посредники по туризму,
агенты по туризму, розничные продавцы), а с другой — как организаторы
туров (туроператоры).
В последнее время
преобладающим количеством предложений на рынке владеют организаторы туров.
Наряду с основными услугами, посредничеством и/или организацией поездок турбюро
предлагают ряд дополнительных услуг, а в зависимости от места расположения
курорта обслуживают и деловые сделки. Такие организаторы туров, как
международный союз туризма (TUI), международный
туристический сервис (ITS), постоянно
занимают ведущее положение вследствие концентрации услуг в туризме и постепенно
приобретают форму промышленного менеджмента. Большую конкуренцию организаторам
туров и посредническим фирмам составляют воздушно-транспортные предприятия с их
развитой системой информации и бронирования.
Классическое разделение труда
по функциональному направлению в посреднической туристской фирме представлено
на рис. 2.11.
Таким образом, под туристским
предприятием следует понимать такую организационно-хозяйственную единицу,
которая посредством объединения необходимых производственных средств (труда,
денег, земли и др.) осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг
туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления.
Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат для
удовлетворения туристских потребностей.
Рис.
2.11. Распределение задач в турорганизации
или
посреднической турфирме
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Выделите основные подходы к
определению туристского региона.
2. Дайте определение
туристского региона. Аргументируйте свою позицию.
3. Представьте туристский
регион как конкурентную единицу. Подискутируйте с коллегами на эту тему.
4. Как вы понимаете туристское
место широкого и узкого профиля?
5. Прокомментируйте рис.2.2
(система туристского региона).
6. Какому подходу вы отдаете
предпочтение при определении туристской организации?
7. По каким признакам
классифицируются туристские организации?
8. Попытайтесь представить
иерархическую структуру различных уровней управления туризмом в известном вам
регионе (России, Беларуси, области, крае и т.п.).
9. Чем отличаются туристские
организации коммунального уровня от таких же организаций федерального
(национального) или областного уровня?
10. Покажите специфику частных
туристских организаций.
11. Попытайтесь смоделировать
систему обязанностей и ответственности по управленческим функциям для
туристских организаций различных типов и уровней.