Наряду с целями и стратегиями
туристской системы, являющимися детерминантами формирования организационных
структур, особое внимание следует обратить на следующие аспекты этой проблемы:
характеристику окружающего мира; характеристику организации; личные
характеристики исполнителей. С точки зрения рамочных условий они могут
оказывать большое влияние на выбор формы туристской организации.
Окружающий мир и туристская
организация. Анализируя внешний мир, в
котором функционируют туристские организации, можно выделить следующие его
характеристики:
на рынках сбыта — средние показатели роста туристской отрасли; интенсивность конкуренции
на туристических рынках, обусловленную преобразованием рынка продавцов в рынок
покупателей; кратковременные изменения приоритетов и растущее разнообразие
структуры спроса. В связи с этим особенно заметны усилившиеся стремления к
самореализации при планировании свободного времени, повышение экологического
сознания и желание активно (или пассивно) использовать свой отпуск;
на рынках занятости — несмотря на безработицу в некоторых других отраслях, в туризме
приостановлена нехватка кадров (в гостиничных хозяйствах возросли расходы на
оплату труда); увеличились расходы за пользование сооружениями, энергией и
сырьем; развиты технологии, позволяющие разрабатывать новые методы и средства
управления производством, а также ускоряющие обработку информации.
В связи с расширением этих
тенденций большинство туристских организаций неуверенно представляют себе
ближайшую перспективу, поэтому при их проектировании усиленное внимание следует
уделять постоянному изменению ими своих стратегических целей и формированию
более гибких организационных форм.
Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой ею работы, разнообразие услуг, производственные технологии и новые приемы обработки информации, ее правовая основа, форма собственности, географическое расположение ее филиалов.
Исполнители задач туристской
организации. Уровень образования,
структура потребности и позиция сотрудников являются условиями формирование
организации, и прежде всего тогда, когда процесс организован с учетом личных
качеств людей. Если определенная характеристика отражает организационную
специфику всей отрасли, то она влияет и на формирование системы всех организаций.
Так, например, в сезонных гостиницах сочетание сильно иерархической организации
со сравнительно авторитарным стилем управления можно объяснить тем, что эти
предприятия имеют более высокий оборот персонала и низкий по сравнению с
другими отраслями уровень квалификации сотрудников. Кроме того, гостиницы
сейчас, как и в былые времена, проявляют ярко выраженную профессиональную
гордость, а квалифицированный персонал сохранил глубоко проникшее в него
иерархическое мышление.
Необходимо также указать и на
то, что нынешнее время перемен обусловливает необходимость поддержания у
сотрудников чувства причастности к процессу управления, автономии и
самореализации. На многих предприятиях такая тенденция приводит к отказу от
неподвижной иерархической однолинейной системы. Все большее и большее значение
завоевывает личный авторитет, а традиционное мышление и иерархическая власть
отступают на задний план. Чтобы начальник смог проявить себя в работе, он
прежде всего должен быть признан коллективом. Преобладание инструментов
управления, силы убеждения и профессионально-технических знаний становится
основополагающим принципом эффективного менеджмента в туризме.