Методика проектирования
организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура уже неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования
организационной структуры состоит из трех основных этапов:
Первый этап — анализ организационных структур. Анализ действующей структуры
управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям,
предъявляемым к организации, т.е. насколько эта структура рациональна с точки
зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К
оценочным критериям относятся следующие факторы:
принципы управления — соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие
решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем
контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
аппарат управления — перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними,
распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные
структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание
необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
функции управления — усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»),
усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению
путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
хозяйственная деятельность — изменение технологического процесса, углубление межфирменного
сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
В результате анализа можно
выявить «узкие» места в деятельности организации. Это могут быть: большая
звен-ность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии
организационной структуры от изменений, происходящих во внешней среде.
Второй этап — проектирование организационных структур.
Все модели проектирования организационной структуры управления в зависимости от
заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в
четыре группы:
метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в
аналогичных организациях;
экспертный метод базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) структуры, разработанные другими проектировщиками;
структуризация целей предусматривает выработку системы целей, преследуемых организацией, и ее
последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае
организационная структура управления строится на основе системного подхода,
который проявляется в форме графических описаний данной структуры с
качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и
функционирования;