Таким образом, одним из
основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции.
Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы
необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать
дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции
управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали,
основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно
неизменными.
Функции управления имеют
специфический характер, особое содержание и могут осуществляться
самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и не связаны между
собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например,
информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит»
менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же
время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован
(функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все
управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Если менеджер желает
обеспечить «безоблачное» будущее своему предприятию (организации), он должен
постоянно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с
планирования. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а
работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени
зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы
определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда.
Как видим, все четыре функции связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из
этой цепи не выбросишь.
Таким образом, функции
управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с
воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство создавать
вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются
четыре основные функции — планирование, организация,
мотивация и контроль (рис. 3.1).
1.
Планирование =>
<=
3. Мотивация
Рис.3.1.
Функции управления
Каждая из этих функций
менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как
функция управления обеспечивает основу для других функций и считается
главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на
выполнение тактических и стратегических планов организации.
Управление системой туризма
должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и
предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас
в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика
туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений,
обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры. Формирование
политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все
положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде
ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели,
философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными
группами), культуру предприятия и его законодательные права.