Следует иметь в виду, что на
различных предприятиях (с учетом специфики их работы) используются и другие
принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие
особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе
проектирования организационных структур различают три стадии: аналитическую
(изучение существующих требований к их построению), проектную (проектирование
(моделирование) этих структур) и организационную (организация внедрения уже
спроектированных структур).
Третий этап — оценка
эффективности организационных структур.
Степень совершенства организационных структур проявляется в быстродействии
системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности.
Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации
заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и
оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры
эффективности организационной структуры можно определить, использовав ряд
коэффициентов (см. гл.13).
В конечном итоге вся работа по
проектированию организационных структур управления сводится к выработке
направлений по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств
повышения эффективности управленческой деятельности организации.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Назовите и поясните
элементы организационной структуры организации.
2. Выявите отношения
субординации и координации в известной вам туристской организации. Покажите,
как строятся горизонтальные и вертикальные отношения.
3. Назовите и дайте
характеристику наиболее часто встречающихся в туристской отрасли типов
организационных структур управления.
4. Как вы представляете
формальную и неформальную организации? Оказывает ли неформальная организация
воздействие на развитие формальной организации? Если «да», то раскройте механизм
такого воздействия.
5. Охарактеризуйте процесс
проектирования организационных структур.
В этой главе:
3.1.
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
3.2.
Характеристика основных функций менеджмента
3.3.
Принципы менеджмента
Когда мы говорим о том, что
какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом
предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою
деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые
для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что
сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная
работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо
рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов
управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции
управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который
осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая
организация работы.