Названные модели, хотя и носят
количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов
планирования.
Существуют и другие методы
планирования, однако следует иметь в виду, что все они имеют одну общую цель —
помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации,
поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и
неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают
долгосрочный план, в котором пытаются определить элементы решения альтернатив.
С помощью функции планирования
в определенной мере решается проблема неопределенности в организации.
Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более
эффективно реагировать на нее. Следует помнить, что неопределенность — это одна
из основных причин, по которой планирование в организации особенно необходимо,
так как оно помогает ей более эффективно реагировать на изменения внешней
среды.
В любом плане, составленном в
туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания
реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция
управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической
и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации).
Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку
всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется тот, кто
именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких
заданий и какие для этого потребуются средства.
Через организаторскую
деятельность, т.е. распределение и объединение задач и компетенций, должно
целенаправленно происходить управление отношениями на предприятии. Организация
— это средство достижения целей предприятия.
С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению
эффективности работы предприятия, с точки зрения управления персоналом она
передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям.
На примере организации работы туроператоров можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.
Как уже отмечалось, важная
цель планирования — это каким-то образом решить проблему неопределенности.
Потребность в приспособлении к переменам — один из факторов, придающих
планированию такое важное значение. Тем не менее, каким бы важным не было
планирование, это только начало. Организация, имеющая много разных планов и не
имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех.
Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны
между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются.
Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации
(организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на
сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным
компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого
фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.