В теории Маслоу не учтены и индивидуальные отличия людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений: разные люди любят разные вещи.
Теория потребностей Мак
Клелланда. Представители этой теории
основное внимание уделяют потребностям высшего уровня, которых выделяют три
типа — власть, успех и причастность:
потребность власти — желание воздействовать на других людей. Оно не обязательно
присутствует у рвущихся к власти карьеристов. Это скорее всего проявляется у
энергичных работников, стремящихся отстаивать свои позиции;
потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь
подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения;
потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании
знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.
Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг разработал модель
мотивации, основанную на потребностях. Он выделил две категории факторов (рис. 3.4.):
гигиены — это политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения
и степень непосредственного контроля за работой;
мотивации — это успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов
работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового
роста.
Теория
двойственности Герцберга
Рис.
3.4. Двухфакторная модель мотивации Герцберга
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией Маслоу. Его мотивации сравнимы с потребностями
высшего уровня по Маслоу.
Процессуальные теории мотивации. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек
распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и как он выбирает
конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования
потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и
социальными мотивами. Существуют три основные процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера — Лоулера.
В идеале основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что
выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Ожидание —
оценка личностью вероятности определенного события. Теория ожидания
подчеркивает важность трех взаимосвязей: затрат труда — результатов;
результатов — вознаграждения; вознаграждения — валентности (удовлетворенности
вознаграждением).
Люди по-разному распределяют и
направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Последователи теории справедливости утверждают, что люди субъективно
определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных ими усилий: они
сравнивают свой заработок с вознаграждением других людей, выполняющих
аналогичную работу. Если это сравнение указывает на несправедливость в
распределении вознаграждения за труд, то у человека возникает психологическое
напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять его
напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно
сделать, изменив уровень затрачиваемых им усилий либо размер получаемого им
вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не
доплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо
стремятся повысить свое вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что
им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем
уровне либо увеличивать ее.