Таким
образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи,
закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими
управленческих функций.
Существует несколько подходов
к классификации принципов управления. Наиболее полное их толкование дается
Г.Кунцем и С.О'Доннелом в книге «Принципы управления: анализ управленческих
функций», шестое издание которого переведено на русский язык в
Впервые же принципы
рационального управления были сформулированы в
В связи с этим все принципы
менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы: общие и частные.
Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к
действию для всех работающих на фирме сотрудников.
Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и
внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры
или системы туризма в целом.
Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:
материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые
(достижение конечной цели).
Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды
сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на
свои миры.
Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с
определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные
услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.
Все эти принципы необходимо не
только учитывать, но и неукоснительно соблюдать.
В отечественной теории
управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы
еще в 20-е годы. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни, а в
рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.
Основным принципом менеджмента
является принцип оптимального сочетания централизации и
децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и
децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении
(делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Принцип сочетания
централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого
использования единоначалия и коллегиальности в управлении.
Сущность единоначалия
состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом
единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это
предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для
выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной
ответственности. Коллегиальность предполагает
выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня,
а также исполнителей конкретных решений.