организационно-административные,
основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные
экономическими стимулами;
социально-психологические
методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Объективной основой
использования этих методов управления выступают организационные отношения,
составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство
реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача
организационно-административной деятельности состоит в координации действий
подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги
административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие
экономические методы не смогут существовать без
организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость,
дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить
оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных
и экономических методов.
Подход, согласно которому
сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения
организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным
ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия
принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном
опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и
ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект
власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные
методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами
руководства, т.е. администрированием.
Организационно-административные
методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы,
распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за
их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой
дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину
труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного
законодательства, основными целями которого являются — правовое регулирование
трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов
предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными
актами.
В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.
Организационно-административные
методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность
выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как
прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные
взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в
установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу,
организационно-административные методы — это методы принуждения, которые
сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную
потребность человека.