Для
названия кольца, непосредственно окружающего ядро, используется термин
"ожидаемый продукт", употребляемый для обозначения услуг,
удовлетворяющих минимальные ожидания клиентов. Он включает в себя то, что
непременно сопутствует родовому продукту: время и условия обслуживания,
интерьер номеров, холлов и других помещений, внешний вид персонала, цены и т.д.
Следующий
круг обозначен как "расширенный продукт". Его составляют те
дополнительные преимущества, связанные с его приобретением и потреблением,
которые отличают данный продукт от рыночных аналогов. Для гостиничного
продукта в качестве дополнительных преимуществ чаще всего выступают компоненты
месторасположения, которые со временем перестают рассматриваться как
дополнительные и становятся частью ожидаемого продукта.
Последний
внешний круг называется "потенциальным продуктом". В отличие от
расширенного продукта, который фиксирует только то, что уже сделано, он
содержит все, что потенциально достижимо и реализуемо в перспективе для
привлечения и удержания гостей. Преуспевающие гостиничные предприятия находятся
в постоянном поиске новой концепции обслуживания.
К
особенностям гостиничных услуг
относятся:
1.
Неодновременность процессов производства и потребления.
2.
Ограниченная возможность хранения.
3.
Срочный характер.
4.
Широкое участие персонала в производственном процессе.
5. Сезонный характер спроса.
6.
Взаимозависимость гостиничных услуг и цели путешествия (поездки).
Неодновременность процессов производства и
потребления гостиничных услуг. В отношении
предоставляемого в гостинице комплекса услуг не в полной степени действует
такая общая для услуг характеристика, как одновременность, неразрывный характер
процессов производства и потребления. Отдельные гостиничные услуги не связаны
с присутствием клиента. Например, уборка и подготовка номера к продаже не
совпадает по месту и времени с моментом продажи номера в службе рецепции и
непосредственным заселением клиента. Неодновременность характеризует и услуги
питания: в большинстве случаев приготовление блюд проходит в ином месте и в
иное время, отличное от процессов сервировки и подачи, которые осуществляются
частично в присутствии клиента. Для гостиничного предприятия подобное разделение
процессов является необходимостью. Непосредственному обслуживанию здесь должно
предшествовать выполнение подготовительных услуг, предназначенных для того,
чтобы в определенный момент удовлетворить возникший спрос.
Ограниченная возможность хранения. Комплекс
гостиничных услуг в целом не может быть сохранен для дальнейшей продажи. Если
на текущие сутки гостиничный номер остается непроданным, то его невозможно
продать дополнительно за эти сутки. Это же относится к услугам питания. Даже
если материальные услуги типа "блюда и напитки" в некоторой степени
(на допустимый срок реализации) могут храниться, то сервис, связанный с их
реализацией, будет не востребован и не оплачен.
Срочный характер гостиничных услуг. Специфика
гостиничных предприятий состоит в том, что проблемы, касающиеся обслуживания,
должны решаться быстро. Данный фактор наряду с месторасположением является,
наиболее значимым при выборе гостиницы. Время предоставления ряда гостиничных
услуг измеряется даже секундами. Из современных самое быстрое обслуживание
предлагает гостиница в городе Токио, в которой максимальное время, необходимое
на оформление при заезде гостя, оплату, получение ключей и прочее, ограничено
45 секундами. В большинстве других гостиниц на совершение аналогичных операций
предоставляется 10—15 минут.