В
практике управления широко используется термин "гостиничный
продукт" (или продукт "гостиница"), позволяющий
подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения, наглядно показанного
с помощью рисунка 1.2.
Подобный
подход к терминологии приемлем с точки зрения экономической теории, где продукт
определяется как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности,
представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной,
информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и
услуг, и с точки зрения маркетинга, где в термине "продукт" совмещаются
понятия "товары" и "услуги".
Деятельность
практически всех предприятий, не только гостиничных, в значительной степени
зависит от месторасположения, поскольку оно влияет на стоимость земли и
строительных работ, размер затрат на оплату труда, а также на возможности сбыта
продукции. Это так называемые первичные факторы, учитываемые при принятии
решения о месте расположения. Ко вторичным факторам относятся такие, как
наличие сырьевых ресурсов, рабочей силы, соответствующей инфраструктуры и т.д.,
значение которых не для всех предприятий одинаково. В зависимости от того,
каким факторам отдается предпочтение, выделяют предприятия, ориентируемые на
сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы, пути сообщения или на сбыт, что определяет
характеристику продукта.
Рис. 1.2. Гостиничный продукт
Гостиничные
предприятия в первую очередь ориентируются на сбыт. В отличие от
промышленности, где продукция поставляется потребителю, в гостиничной сфере
все происходит наоборот: гость должен прибыть в гостиницу, чтобы воспользоваться
ее услугами, в связи с чем к выбору месторасположения предъявляются такие
требования, как досягаемость и близость. Например, при выборе гостиницы
деловыми туристами фактор ее удобного месторасположения (наиболее
предпочтителен центр города) является решающим.
При
рассмотрении гостиничных услуг как продукта выделяют три уровня услуг:
1)
отдельные услуги и группы услуг;
2)
продукт "гостиница" как комплекс услуг;
3)
расширенный продукт.
Взаимосвязь
между уровнями представлена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Три уровня продукта "гостиница"
Гостиница
как комплекс, как единый продукт — это второй (средний) уровень. Он состоит из
множества отдельных услуг: услуг горничных, кухни, портье, метрдотелей и т.д.,
которые составляют первый (внутренний) уровень. Продукт "гостиница"
в соединении с компонентами предложения местности, дополняющими созданные в
гостинице услуги, составляют расширенный продукт "гостиница" —
третий (внешний) уровень.
Продукт
"гостиница" можно схематично представить в виде еще одной модели —
ядра, окруженного тремя кольцами (четыре уровня гостиничного продукта) (рис.
1.4).
Рис. 1.4. Четыре уровня продукта "гостиница"
Ядро — родовой продукт, включающий базовые умения и ресурсы, необходимые для участия в рыночном процессе. В случае с гостиничным продуктом в качестве ядра выступают отдельные услуги.