2)
трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными
функциональными службами;
3)
появление тенденций чрезмерной централизации;
4)
длительность процедур принятия решений;
5)
относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на
изменения.
Недостатки
как линейной, так и функциональной структуры в значительной степени
устраняются линейно-функциональными структурами.
Линейно-функциональная (штабная) структура
управления гостиницей. При такой структуре
управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель,
возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке
соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат,
состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.)
(рис. 2.3).
В
данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении
главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через
главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через
соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Рис. 2.3. Линейно-функциональная структура управления
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.
Линейно-функциональная
структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.
Преимущества линейно-функциональной
структуры:
1)
лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
2)
освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем;
3)
возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки линейно-функциональной
структуры:
1)
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между
производственными отделениями;
2)
недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в
его реализации не участвует;
3)
чрезмерно развитая система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной
централизации.
Рассмотренные
оргструктуры являются базовыми и могут быть детализированы применительно к
конкретному объекту управления.
Организационная
структура гостиничного предприятия определяется его назначением, вместимостью
номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов.
Типовая
пирамидальная структура управления гостиницей представлена на рис. 2.4.
Несмотря
на то что все руководители гостиницы выполняют управленческие функции, нельзя
сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности.
Отдельным руководителям приходится тратить время на координирование работы
других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров
более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу
неуправленческого персонала — людей, производящих продукцию и оказывающих
услуги. Форма пирамиды на рисунке указывает на то, что на каждом последующем
уровне управления, начиная с нижнего, находится меньше людей, чем на
предыдущем.
Рис. 2.4. Типовая пирамидальная структура управления гостиницей