Высший уровень управления гостиничным предприятием представлен владельцем гостиницы и генеральным директором, которые принимают общие решения стратегического характера. При этом владельцем может быть частное лицо или целая корпорация.
Примером
стратегической цели гостиничного предприятия, которая определяется самим
владельцем, может быть ориентация предприятия на обслуживание определенного
сегмента рынка: групповых туристов или туристов-индивидуалов, туристов, стремящихся
к отдыху и восстановлению здоровья, или участников конгрессов и конференций и
т.д.
В
развитие стратегической цели владельцем также может быть установлено, что
ресторан, находящийся в составе гостиничного комплекса, будет предоставлять
питание только своим гостям. Другим примером, вытекающим из основной цели
предприятия, может быть установление определенного уровня цен на гостиничное
размещение.
Подобные
решения и задачи относятся к категории общих, от которых зависят размер
предприятия и выбор месторасположения для его строительства, архитектуры и
интерьера, мебели, оборудования, подбор персонала.
Рис. 2.5. Примерная организационная структура крупного гостиничного
комплекса
показывают, что на высшем уровне они занимает около 10%, на среднем — 50% и на низшем — около 70% общего времени менеджеров (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности
и уровням управления
Такое распределение общего времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис. 2.7). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный — на принятие решений по специальности. Как видно из рисунка 2.7, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту, соответственно, возрастает.
Рис. 2.7. Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности
В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.
Для
осуществления замкнутого технологического цикла обслуживания гостей (рис. 2.8)
в гостинице предусмотрены следующие основные службы:
•
бронирования;
•
обслуживания;
•
приема и расчетная часть;
•
служба эксплуатации номерного фонда.
Рис. 2.8. Технологический цикл обслуживания гостей
Это минимальный набор служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг.
На
гостиничных предприятиях различных типов и разной вместимости число служб может
быть больше или меньше приведенных выше. Их функции также могут различаться.
Например, только в структуре крупных гостиничных комплексов службы бронирования
и обслуживания являются самостоятельными структурными подразделениями. На малых
же и средних предприятиях функции бронирования и обслуживания клиентов выполняют
отдельные сотрудники службы приема и размещения. Это относится также и к службе
маркетинга, инженерно-эксплуатационной, финансово-бухгалтерской, коммерческой
службам.