•
контракт может быть прекращен по обоюдному желанию.
Управляющая
компания, как правило, не получает никаких прав на имущество предприятия.
Однако на практике имеются случаи, когда заключение контракта сопровождалось
частичным участием управляющей компании в собственности. Такие случаи
характерны для транснациональных гостиничных компаний (ТНК).
Управление
по контракту имеет свои слабые и сильные стороны. Преимущества управления по контракту для владельца
предприятия состоят в следующем:
1.
При контрактной системе управляющая компания или менеджер обычно не владеет
долей имущества.
2.
Свобода выбора управляющей компании или менеджера.
3.
Возможность осуществления инвестиций в предприятие, независимо от мнения
управляющего.
4.
Максимальная прибыль за вычетом управленческого вознаграждения.
Недостатки контрактного управления для владельца
предприятий заключаются в следующем:
1.
Отсутствие оперативности контроля.
2.
Максимальный риск и необходимость выплаты управленческого вознаграждения.
3.
Отсутствие права вмешиваться в процесс управления.
4.
Трудности с досрочным расторжением контракта.
Преимущества контрактной системы для управляющей
компании (менеджера):
1.
Расширение сферы влияния.
2.
Увеличение доходов с минимальными затратами.
3.
Полное отсутствие необходимости выплат владельцу.
Недостатки управления по контракту для управляющей
компании (менеджера):
1.
Ограничение дохода суммой управленческого вознаграждения.
2.
Зависимость от финансового положения владельца.
3.
Прекращение деятельности, потеря работы по окончании (истечении) срока
контракта (в случае невозобновления контракта).
Этимологически
термин "франчайзинг" имеет
французские корни (franchise — привилегия,
льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между
крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние
получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой
крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.
В
современной правовой теории наряду с термином "франчайзинг"
используются термины "франшизинг", "договор франшизы" и
"франчайз".
Наиболее
развернутое определение франчайзинга дает Международная ассоциация
франчайзинговых организаций. Она определяет франчайзинг как длящиеся во
времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное
в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской
деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении,
реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).
Несмотря
на французское происхождение термина, франчайзинг как специфическая
разновидность договора зародился в США. Эта система начала использоваться в
гостиничной индустрии в 1907 году, когда Ritz Development Company купила у нью-йоркской фирмы
право называться Ritz-Cariton.
Хоурд
Джонсон начал управлять своими отелями, заключая договор франчайзинга, в 1927
году. Это позволило ему быстро расширить дело — сначала на Восточном побережье,
затем — на Среднем Западе, и в 60-х годах — в Калифорнии. Сейчас его сеть
включает более 900 предприятий.