В
60-е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей. В
90-е годы эта тенденция сохранилась.
Крупнейшей
компанией, занимающейся франчайзингом в гостиничной индустрии, считается Hospitality Franchise System в Парсиппани
(штат Нью-Джерси) (3413 отелей). За ней следует Choice Hotels International (2487 отелей, дочерняя
компания Блэкстоунской группы — Нью-Йорк). Третья в этом списке — Holiday Inn Worldwide. В ресторанном бизнесе — McDonald's, Burger King, Kentucky Fried Chicken,
Pizza Hut и T.G-.I. Friday's.
В
каждом договоре франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право
использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, системы
резервирования, отработанных маркетинговых процедур, системы скидок и т.д.
Обычным условием является участие в рыночной стратегии франчайзера.
Франчайзер
заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он
обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным
из которых является Заявление об условиях. Этот документ предоставляет
предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой
характер носит осуществляемый им бизнес. В Заявлении об условиях также
говорится о квалификации руководящего состава предприятия — франчайзера, о его
финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга:
в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких
конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое дополнительное
оборудование обязан приобрести франчайзи и т.д.
Правоотношения
между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора. Договор
может касаться работы предприятий в конкретной географической или рыночной
среде, количества предприятий, охватываемых франчайзингом, сроков действия
договора и ряда других моментов. Для гостиничной индустрии договор франчайзинга
определяет требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров,
холлов и других помещений; количество номеров и предлагаемые услуги; уровень
обслуживания. Очень сложно в договоре изложить все нюансы, которые могли бы
гарантировать установленные стандарты качества.
Важнейшим
элементом договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В
зарубежной практике используются такие формы оплаты, как вступительный взнос,
отчисления или годовые фиксированные выплаты (роялти) и плата за маркетинговые
услуги. С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование
централизованной системой бронирования номеров.
Взнос
является единовременной фиксированной выплатой за предоставленные права и
оказанные услуги. Как правило, он включает стоимость комплекта проектных
документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повышения
квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучения обслуживающего
персонала до открытия предприятия, а также стоимость периодической подготовки
персонала обслуживания в течение всего времени действия договора. Выплата
вступительного взноса осуществляется сразу же по подписании договора
франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения, 50 % во время
обучения.