В
дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти
(отчисления), размеры которых напрямую зависят от объемов операций. Для
гостиничной индустрии они составляют в среднем 3—4 % от дохода с каждого
сданного номера.
Первоначальный
взнос и роялти зависят от известности марки франчайзера. Например, McDonald's признан как ресторан быстрого
обслуживания во всем мире. Его знают и в Лондоне, и в Париже, и в Москве, и в
Минске. Чем сильнее рыночная позиция фирмы, тем большую цену имеет ее
фирменный знак.
В
целях получения больших роялти франчайзер проводит периодические проверки
предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения
производительности. Франчайзер может порекомендовать новые продукты или виды
обслуживания, новое оборудование или изменения во внешнем оформлении
предприятия для создания необходимого имиджа.
Бывают
случаи, когда проводится дополнительный рекламный сбор, который обычно не
превышает 1—5 % валового дохода. На средства из рекламного фонда проводятся
рекламные кампании, осуществляется стимулирование продаж и организуется
осуществление специальных программ. Наблюдательный совет франчайзера следит за
проведением рекламной программы и дает соответствующие рекомендации. Стало
нормой при проведении рекламных кампаний не указывать, является ли предприятие
собственностью цепи франчайзера или только его договорным членом. Это
делается с целью предотвращения злоупотреблений рекламными средствами,
принадлежащими франчайзи, в интересах собственных предприятий франчайзера.
Договор
франчайзинга предусматривает также условия его расторжения. Потенциальные
причины расторжения договора могут быть различными. Наиболее часто встречаются
случаи, когда:
1)
невозможно достичь уровня стандартов, установленных франчайзером;
2)
имеются отклонения от установленных технологий обслуживания, набора услуг,
меню в ресторане;
3)
отсутствуют платежи по договору.
Практика
показала, что неуплата платежей и невыполнение иных финансовых обязательств по
договору были главными причинами расторжения договоров франчайзинга
предприятиями общественного питания. Для гостиничной индустрии более характерной
причиной расторжения договоров франчайзинга было нарушение качественных
показателей.
В
последние годы классическая модель франчайзинга (рис. 2.10) изменилась в
направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого
развития с наименьшими затратами.
Рис. 2.10. Классическая модель франчайзинга
Возникшее многообразие вариантов франчайзинга отличается один от другого следующими моментами:
•
продолжительностью отношений франчайзера и франчайзи;
•
к кому франчайзи обращается за помощью;
•
кому франчайзи платит установленные взносы.
Наряду
с классической моделью франчайзинга получили развитие такие его варианты, как
региональный франчайзинг (рис. 2.11) и развивающийся франчайзинг (рис. 2.12).
Рис. 2.11. Региональный франчайзинг
Выбирая
региональный франчайзинг, франчайзер
решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым
может быть столичная область, штат или страна в целом. Франчайзер, осознавая,
что не обладает такими средствами и коллективом, чтобы развиваться так быстро,
как хотелось бы, опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь,
главный франчайзи имеет право не только присоединить новых франчайзи в
избранном географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение,
а также оказывать прочие услуги, которые обычно делает сам франчайзер.