Главный
франчайзи включен в разделение платежей и, зачастую, взносов в рекламный фонд.
Он пользуется всеми преимуществами, которые обычно дает франчайзинг. Для этого
он также платит непосредственно франчайзеру необходимые взносы и отчисления.
Контракт
с франчайзером устанавливает, что ожидается от каждой стороны и какой
определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В ответ
на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной
территории рынка главный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти,
величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи,
которых он вовлек в эту франчайзинговую систему.
Рис. 2.12. Развивающийся франчайзинг
При
развивающемся франчайзинге функции
главного франчайзи выполняет группа, обладающая исключительными правами на
развитие территории (региона).
Система
франчайзинга содержит для обеих сторон — франчайзера и франчайзи — как
преимущества, так и недостатки.
Преимущества франчайзинга для франчайзи:
1.
Пакет планов и спецификаций, помощь в период начала развития деятельности.
2.
Реклама по всей стране, миру.
3.
Централизованная система бронирования.
4.
Возможность пользоваться скидками при приобретении мебели, оборудования и
других товаров, используемых при обслуживании гостей.
Недостатки франчайзинга для франчайзи:
1.
Необходимость осуществления выплат франчайзеру (вступительного взноса,
роялти).
2.
Необходимость строго соответствовать стандартам, установленным франчайзером.
3.
Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудовлетворительной
работы франчайзера.
Преимущества франчайзинга для франчайзера:
1.
Возможность более глубокого проникновения на рынок, расширения бизнеса с
минимальными инвестициями.
2.
Дополнительный доход от получения выплат от франчайзи.
Недостатки франчайзинга для франчайзера:
1.
Доход ограничивается только выплатами от франчайзи.
2.
Опасность приобретения негативного имиджа в случае несоблюдения франчайзи
установленных стандартов качества.
Несмотря
на имеющиеся недостатки, форма управления предприятиями индустрии
гостеприимства через договор франчайзинга является одной из наиболее
перспективных. Исследования, проведенные американскими учеными,
свидетельствуют, что половина новых компаний прекращает свое существование уже
через 2—3 года после открытия, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает
70%. Для компаний, работающих в системе франчайзинга, верны другие данные.
Закрытие предприя-тий-франчайзи в первые пять лет их работы составляет 4%. Общее
исследование, проведенное Международной организацией франчайзинговых
организаций, показало, что среди ее членов количество банкротов составляет
менее 1%.
Как
организационная форма управления предприятиями индустрии гостеприимства,
аренда стала популярной в 1950—1960-е годы. В настоящее время она применяется
значительно реже. Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный
срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). Например,
международная экспансия американских отелей началась с аренды компанией Hilton одного из отелей в
Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Особую популярность сдача в аренду государственных
предприятий приобрела в развивающихся странах.