В
практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как
правило, с тремя типами подчинения:
•
вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается неприятным чувством
зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";
•
пассивным подчинением, для которого характерно удовлетворение, связанное с
освобождением от принятия самостоятельных решений;
•
осознанным, внутренне обоснованным, которое удовлетворяет и руководителя, и
подчиненного.
Использование
организационно-административных методов управления создает благоприятные
условия для существования и развития управляемой системы, оказывает
целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям
прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и
подчиненного. Однако прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению
пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Наиболее
эффективны косвенные методы воздействия, когда они осуществляются посредством
Постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Таким
образом, организационно-административные методы управления опираются на систему
законодательных (нормативно-правовых) актов и силу власти менеджера, решают те
же задачи, что и другие методы менеджмента, однако осуществляются в форме
организационного и распорядительного воздействия на управляемую систему.
Установлено,
что результаты труда во многом зависят от психологических факторов. Умение
учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на
отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными
целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех
деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его
профессиональных знаний и на 85 % — от умения работать с людьми.
Зная
особенности поведения, характер каждого человека, можно прогнозировать его
поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойствен свой
психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития
трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической
совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания
человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в
коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или
в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и
психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в
коллективе, что снижает производительность труда.
Для
того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо
не только знать моральные и психологические особенности отдельных
исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и
коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей
применяются социально-психологические методы,
которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на
личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на
социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании
моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических
приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг,
внутреннюю потребность человека.