Главная
цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного
социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут
решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Понимание
руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему
подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом
же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются
взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Необходимость
использования в практике управления гостиницей социально-психологических
методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать
мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения
конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы
и способы социально-психологического воздействия во многом определяются
подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими
способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива
были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные приемы
управления. Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая,
руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения
и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.
В
качестве основных форм социально-психологического
воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых
коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности,
экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие
производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма
участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды,
несоблюдение которых вызывает психологический дискомфорт в трудовом коллективе.
Работа
менеджера в индустрии гостиниц и ресторанов представляется как выполнение
управленческих функций в системе "человек—человек". Это накладывает
свой отпечаток на выбор стиля руководства гостиничным предприятием.
Слово
"стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении
"почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего
рода "почерк" в действиях менеджера. Более полное определение
понятия "стиль руководства" — это относительно устойчивая система способов, методов и
форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления
понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации
управленческих решений.
Как
видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль
представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным
менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.