Качество потенциала, или техническое
качество, состоит из критериев, относящихся к производственному
состоянию предприятий гостеприимства. В отношении гостиничных услуг это
качество гостиничных номеров, блюд в ресторане, предлагаемых в аренду
автомобилей, коммуникационной техники и т.д. Потребитель имеет возможность
частично оценить техническое качество гостиничной услуги до ее приобретения.
Функциональное качество — это качество
процесса предоставления гостиничных услуг, когда происходит
непосредственное взаимодействие с персоналом (бронирование номера, оформление
в рецепции, сопровождение в номер, доставка багажа, предоставление различных
услуг и т.д.). Отличное функциональное качество может улучшить впечатление от
номера, который не вполне оправдывает ожидания клиента. Однако если
функциональное качество плохое, то даже прекрасный номер в гостинице не может
исправить возникшее чувство неудовлетворенности.
Социальное качество — это качество
культуры, которое формируется поведением и позицией сотрудников
гостиницы по отношению к гостям. Важнейшими критериями социального качества
являются дружелюбие, отзывчивость и любезность персонала.
Во
многих зарубежных гостиницах, уделяющих большое внимание вопросам
качественного обслуживания, за критерий качества принимают предъявленные
жалобы, что позволяет оценить, по поводу какого из трех составляющих общего
качества имеется больше всего обоснованных жалоб клиентов. По свидетельству
специалистов, в этих гостиницах в более чем 70% случаев клиенты жалуются на
качество процесса и культуры. Качество потенциала здесь достигло высокого
уровня и удовлетворяющего клиентов соотношения "цена—услуга".
Стандартизация
— это деятельность, направленная на разработку и установление требований,
норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и
рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего
качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность
труда.
Цель
стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной
области посредством широкого и многократного использования установленных
положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или
потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.
Общие
цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкретизация общих целей
связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются
обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил,
обеспечивающих: безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды
и имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развития
научно-технического прогресса, экономии всех видов ресурсов, безопасность
хозяйственных объектов, связанная с предотвращением возникновения различных
катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций и т.д.